Сфера онлайн-ритейла развивается невероятно быстро. Еще два-три года назад единственным продуктовым интернет-магазином в России был «Утконос», а сегодня десятки ритейлеров борются за покупателя в онлайн-пространстве.
«Перекресток» запустил свой первый онлайн-магазин в 2017 году на базе обычного супермаркета в Коммунарке. Сборщики комплектовали заказы из имеющихся в наличии товаров, а курьеры развозили их по району. Эксперимент удался: спрос на услугу рос, количество заказов увеличивалось, и к концу года ресурсов одной торговой точки стало недостаточно. К магазину пристроили небольшой даркстор и расширили ассортимент.
В 2018 году «Перекресток» стал вторым по величине после «Утконоса» продуктовым интернет-магазином в стране.
Время перемен
Онлайн-бизнес быстро развивался. «Перекресток» изначально запускался как доставка из розничного магазина, а трансформировался в новый формат, стал отдельным направлением бизнеса компании, со своими процессами, ресурсами, целевой аудиторией. В то же время к 2020 году оказалось, что у ритейлера аж три мобильных приложения: «Мой Перекресток», «Перекресток Быстро» и «Онлайн Перекресток». Люди путались в них и не понимали отличий между ними.
В рамках ребрендинга к своему 25-летию компания решила разделить торговую сеть и онлайн-гипермаркет на два отдельных направления.
«Перекресток Впрок»
Компания определила, что основная миссия онлайн-бизнеса «Перекресток» – закрыть потребности клиентов по закупке товаров впрок. Онлайн-гипермаркет предлагает обширный каталог товаров по ценам ниже, чем в офлайн-магазинах. При этом клиентам не обещают срочной доставки, что логично: скорость доставки прямо пропорциональная размеру ассортимента магазина.
В компании поняли, что название «Онлайн Перекресток» не отражает миссию и задачи онлайн-ритейлера. Тогда в названии появилось короткое и емкое слово «впрок», ведь впрок покупают много, недорого и чтобы хватило надолго.
Сегодня «Перекресток Впрок» – это настоящий FMCG-маркетплейс с отдельным доменом vprok.ru и мобильным приложением. Руководство ожидает, что к концу 2020 года количество SKU, представленных в нем, достигнет 50000 единиц.
Срочная доставка из ближайшего супермаркета
Одновременно с закупкой про запас «Перекресток» дает возможность покупателям быстро получить товары из ближайшего супермаркета. Это можно сделать через приложение «Перекресток: магазинов продуктов». Оно позволяет заказать срочную доставку из магазина, оформить самовывоз и самостоятельно забрать покупки, проверить наличие товаров в ближайшей торговой точке, а также отслеживать предложения по программе лояльности.
Этот вид деятельности в компании считают продолжением розничной сети супермаркетов, а не отдельным бизнесом по доставке продуктов. Фактически клиенты делают покупки в физическом магазине, только не идут туда самостоятельно, а ждут продукты из него сидя дома. Цены и ассортимент полностью идентичны тем, что и в торговой точке.
Любопытно, что «Перекресток Впрок» и «Перекресток: магазин продуктов» не делят клиентов: один и тот же человек может быть пользователем двух сервисов одновременно. К примеру, 2-3 раза в месяц он покупает продукты длительного хранения, бытовую химию и корм для животных впрок, и в то же время по необходимости заказывает хлеб и овощи к обеду. Таким образом, два разных сервиса «Перекрестка» позволяют удовлетворять разные потребности одного и того же клиента.
Сколько нужно мобильных приложений
Помимо приложений «Перекресток: магазин продуктов» и «Перекресток Впрок», у X5 Retail Group есть еще «Пятерочка», «Пятерочка Доставка» и приложение-агрегатор «Около».
Однако не все ритейлеры с ростом бизнеса увеличивают количество приложений. Некоторые, наоборот, идут по пути их сокращения – например, «ВкусВилл» или Walmart.
Так, американский ритейл-гигант Walmart в марте 2020 года объединил два приложения – по заказу продуктов и непродовольственных товаров – в одно. Причина – усталость потребителей от огромного количества программ в смартфонах. Занятые клиенты прилагают немало усилий, чтобы просто найти приложение, не говоря уже о переключении между двумя различными программами, ради взаимодействия с одним ритейлером.
Мнения ритейлеров разделились: стоит ли создавать несколько приложений, чтобы максимально точно удовлетворять потребности клиентов, или ограничиться одним, не вынуждая потребителей устанавливать очередную программу на смартфон? Вероятно, в ближайшее время, опыт X5 Retail Group нам подскажет.
Редакция Merchandising.ru