/ Российские маркетплейсы во время карантина и после него

Российские маркетплейсы во время карантина и после него

Российские маркетплейсы
07.10.2020
Статьи

Карантин в первой половине 2020-го года вынудил людей свести к минимуму свои контакты с миром. Потребители переместились с торговых офлайн-площадок в онлайн, и в российский e-commerce, который и так набирал популярность, потекли заказы и деньги.

Так, например, с 16 по 22 марта Delivery Club зафиксировала 32%-ный рост спроса на доставку продуктов по сравнению с периодом с 9 по 15 марта. А на последней неделе месяца рост спроса на услуги сервиса составил 45% по отношению к предпоследней. Подтверждает эту тенденцию и опыт компании «Самокат»: по словам её основателя, за первую неделю самоизоляции количество заказов возросло на 40%.

Такой скачкообразный рост открыл перед онлайн-площадками большие возможности, но и стал серьёзным испытанием, поскольку возросла нагрузка на логистические отделы, на склады, на персонал. Сервисам пришлось срочно трансформироваться: набирать штат, арендовать складские помещения и транспорт, запускать программы ускоренного обучения персонала, работать над операционной эффективностью, автоматизировать всё, что можно автоматизировать. Похоже, настало время обратиться к опыту маркетплейсов, которые успешно прошли через весенний карантин, став сильнее, увереннее и жизнеспособнее.

Flowwow.com

Онлайн-площадка для продажи и покупки цветов и подарков. Объединяет 950 городов мира. Доступ к сервису осуществляется через интернет-сайт или мобильное приложение. Компания получает комиссию от каждой покупки. На сайте размещено 190 тысяч товаров.

В то время как цветочный бизнес терпел убытки из-за пандемии, онлайн-платформа Flowwow.com переживала стремительный рост. За «карантинные» месяцы продажи на сайте выросли в 4 раза по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. По словам директора сервиса Андрея Макеева, это произошло по нескольким причинам.

Во-первых, в кризисные месяцы компания активно инвестировала в маркетинг. Это может показаться странным, ведь есть и другие перспективные с точки зрения вложений направления. На самом деле, ничего странного нет: в кризис реклама дешевеет, появляется больше свободных площадок, снижается рекламный шум, отчего каждое объявление становится более заметным.

Вторая причина, по которой продажи на Flowwow.ru так «взлетели», в том, что руководство компании и так предполагало увеличение спроса, поскольку бизнес ежегодно растёт на 200-300%. То есть технически сервис был готов встретить наплыв потребителей.

Наконец, во время пандемии на площадке расширился ассортимент. Теперь здесь реализуются и продукты питания, и зоотовары, и предметы интерьера. Компания планирует уйти из цветочно-подарочного сегмента и составить конкуренцию таким «мастодонтам» отечественного онлайн-ритейла, как Goods.ru, Wildberries.ru и Ozon.ru. Мерчантов из новых товарных категорий маркетплейс привлекает выгодными условиями: например, снижает комиссию до 5%.

Goods.ru

Основан в 2016-м году. Входит в группу компаний «М.Видео-Эльдорадо». Предлагает более 2 млн товаров от 6500 магазинов в категориях «Товары для дома», «Техника», «Одежда», «Товары для животных», «Детские товары», «Строительство и ремонт». Новые партнёры присоединяются к площадке ежедневно.

Андрей Осокин, директор по маркетингу Goods.ru, так оценивает итоги карантина: «Наш рост ускорился многократно. Для платформы эта ситуация стала звёздным часом: офлайн «схлопнулся», а онлайн-платформы оказались в нужном месте в нужное время, а главное – готовы. Ключевые игроки в e-commerce стремительно масштабируются, и для них процесс многократного увеличения заказов рывком – обычный».

Действительно, рост выручки компании за первое полугодие 2020-го, по отношению ко второму полугодию 2019-го, утроился. Здесь сказался не только лавинообразный спрос. Компания воспользовалась моментом и занялась усовершенствованием операционных процессов.

По словам Андрея, сегодня борьба за покупателя стоит на трёх основах: качественный сервис, широкий ассортимент и эмоциональная связь с покупателем. Последнее означает, что сервис не навязывает покупки, а становится максимально удобным для потребителя, встраивается в его образ жизни и в текущую ситуацию. Именно такие промопроекты запускали маркетологи Goods.ru в период пандемии: поддерживающие и искренние. Несмотря на то, что прямого призыва к продажам рекламные сообщения не содержали, количество заказов увеличилось.

Летом после снятия ограничений спрос на услуги сервиса замедлился. Во-первых, снова открылись офлайн-площадки. Во-вторых, активность пользователей снизилась из-за периода отпусков, который в этом году пришёлся на короткий промежуток между снятием ограничений и началом учебного года. Руководство маркетплейса спокойно отнеслось к падению трафика и ожидает, что он снова увеличится.

Перспективы

E-commerce в России составляет всё ещё малую долю рынка. В 2019-м году доля онлайн-продаж была всего 6% от общего оборота российского ритейла. Пандемия изменила модель поведения всех участников рынка, и доля e-commerce возросла до 10%. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок онлайн-продаж за 1 полугодие 2020-го года составил 2,032 трлн рублей против 1,654 трлн за весь 2019-й год. В будущем эксперты ожидают, что доля онлайн-ритейла уменьшится до 9%. Если, конечно, рост заболеваемости COVID-19 не вынудит правительство снова ввести строгие ограничительные меры.

Редакция Merchandising.ru

Теги: e-commerce
  • Комментарии
Загрузка комментариев...