В начале мая 2017 года компания «Coca-Cola HBC Россия» стала абсолютным лидером среди лучших работодателей страны, по версии сайта Rabota.ru. Как в компании формируют максимально эффективную рабочую среду и чем стимулируют сотрудников, - читайте в нашем материале.
Задача любого современного руководителя – сформировать такую атмосферу и рабочие условия, которые помогут работникам эффективно реализоваться. Только так будет достигнут максимальный КПД каждой рабочей единицы.
В ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи» понятием «рабочая среда» описывается профессиональная деятельность сотрудников, которая включает характеристики рабочих целей и заданий, а также характеристики ситуации, мотивирующие работников. При этом, конечно, учитываются индивидуальные особенности сотрудников и специфика работы, а все показатели заносятся в специальные карточки.
Начальство «Кока-Кола ЭйчБиСи» считает, что воздействовать на сотрудников нужно не только финансовым стимулированием, но и характеристиками работы. Здесь важны настрой на работу и заинтересованность сотрудника в результате. Поэтому для достижения максимальной отдачи от работников руководство компании обращает внимание на главные характеристики рабочих заданий – те, которые помогают сотруднику удовлетворить потребности в достижении результатов, в независимости при выполнении задания, в самореализации и в информации.
Основное влияние на мотивацию людей оказывают следующие характеристики:
- разнообразие нужных навыков,
- законченность выполняемых работником задач,
- значимость и ответственность заданий,
- доступная исполнителю самостоятельность,
- обратная связь.
Принципы HR-менеджмента
В основе руководства персоналом компании «Кока-Кола ЭйчБиСи» лежит несколько принципов.
1. Объединение заданий. Весь спектр работ поручают одному человеку (вместо разделения между несколькими сотрудниками). Это позволяет достичь большей целостности задания и разнообразить навыки.
2. Законченность и целостность заданий. Сотрудник выполняет от начала до конца хотя бы часть своих рабочих заданий. Это повышает степень ответственности и значимость работы.
3. Установление отношений с потребителями. Работник вступает в контакт с потребителем результатов своего труда или услуг. Принцип обеспечивает обратную связь и требует от человека большего разнообразия профнавыков, повышает степень самостоятельности.
4. Делегирование полномочий. При передаче ответственности и контроля над работой от руководителей к подчиненным усиливается самостоятельность сотрудников, повышается уровень их трудовой мотивации.
5. Установление обратной связи. Работник получает обратную связь непосредственно от коллег и начальства, а также в виде результатов работы – показателей производительности труда, уровня брака, дневного объема продаж и т.д. Руководство «Кока-Кола ЭйчБиСи» уверено: чем больше источников обратной связи, тем точнее и объективнее она будет.
Постановка рабочих целей
Мотивацию сотрудников можно усилить через постановку целей работы и их характеристик:
- Конкретность. Чем более конкретно очерчены цели, тем яснее они для сотрудников.
- Сложность. Сложные, но достижимые цели, которые бросают вызов возможностям сотрудника.
- Приемлемость. Сотрудник понимает цели и хочет их достичь.
- Участие в постановке целей. Работник чувствует личную ответственность за успех их достижения.
- Обеспечение обратной связи. Сотрудникам компании необходима информация о том, насколько успешно они выполняют работу и достигают целей (это успешно реализуется на «пятиминутках»).
Денежное и моральное поощрение
Если сотрудник считает свою зарплату справедливой, то деньги будут для него сильным мотиватором, а он будет видеть связь между результатами работы и их оплатой. В компании «Кока-Кола ЭйчБиСи» используется сдельная оплата труда и фактор финансового стимулирования очень силен. Оценка рабочих результатов производится на основе анализа различных критериев.
В компании принимают следующие меры, чтобы работники воспринимали систему оплаты и поощрений как справедливую:
1) проведение соцопросов, которые помогают выяснить, что снижает у сотрудников удовлетворенность системой стимулирования труда и практикой предоставления льгот (при необходимости – принятие корректирующих мер);
2) детальное информирование людей о расчете размера премий и надбавок - кому и за что они начисляются;
3) беседы с подчиненными с целью выявления возможной несправедливости в оплате труда, начисление премий и распределение поощрений для восстановления справедливости;
4) регулярный мониторинг ситуации на рынке труда и уровня оплаты на аналогичных профессиональных позициях; своевременная корректировка в системе оплаты труда.
Как моральная похвала в компании используется награждение призами лучших сотрудников (один раз в квартал), розыгрыш путевок на отдых, обучение наиболее перспективных сотрудников (один раз в год).
Трудовая мотивация и дисциплинарное воздействие
Часто руководители сталкиваются с необходимостью избавления от некорректного и нежелательного поведения и неприемлемо низкого уровня производительности. В «Кока-Кола ЭйчБиСи» для этого используются наказания. Например, за опоздания, уход с рабочего места, прогулы, нарушения правил техники безопасности, грубость, срыв сроков исполнения работы, воровство, разговоры по телефону и употребление спиртных напитков в рабочее время.
Замеченные в нарушении трудового режима сотрудники лишаются премии, получают выговор, устное взыскание или штраф.
Редакция Merchandising.ru