Рынок доставки продуктов питания в России – самый быстрорастущий сегмент онлайн-торговли. Так было до пандемии коронавируса и так будет дальше. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года доля e-grocery в интернет-ритейле вырастет с 3 до 30%. Поэтому ритейлеры больше не могут игнорировать тот факт, что для успешной работы им необходимы онлайн-каналы продаж или собственный интернет-магазин.
Ритейлеры в онлайне
Собственные онлайн-площадки есть у английской сети Tesco, испанской Mercadona, интернет-магазины работают у российских сетей «Перекресток» и «Азбука Вкуса». Все они используют схожую модель для продажи продуктов питания онлайн. Для успешной работы необходима разветвленная сеть торговых точек, а также магазины-склады (дарк-сторы), одновременно выступающие в роли центров для комплектации заказов. Данная модель наиболее успешна на рынке продаж продуктов питания, она зарекомендовала себя для магазинов с ассортиментом более 20 тыс. наименований.
Вот, например, как работает сеть Tesco.
▪ Ночью комплектовщики приступают к сбору поступивших накануне заказов.
▪ На запястье каждого комплектовщика крепится персональный сканер: он показывает, где в магазине быстро можно найти заказанный товар. Таким образом, не тратится время на поиски.
▪ Сотрудники компании тщательно отбирают продукты, чтобы у клиентов не возникало претензий к их свежести, внешнему виду, сроку годности. Контролируют процесс менеджеры по качеству товаров, они же обучают комплектовщиков правильно выбирать продукты.
▪ Ранним утром укомплектованные заказы передают в отдел доставки, и водители компании Tesco развозят их клиентам.
У компании Tesco на сегодня несколько десятков складов в Великобритании, и в планах открыть еще столько же.
Аналогичным путем идет российская сеть «Перекресток»: уже работают 4 склада в Московской области и пятый планируют открыть в Санкт-Петербурге. Система распределенных торговых складов по 10-20 тыс. квадратных метров позволила сети выйти на уровень около 14 тыс. заказов в день. Для сравнения – «Утконос» с одним складом за 20 лет так и не смог перешагнуть отметку в 8 тыс. заказов в день.
Тренд 1: Автоматизация интернет-магазина
Одна из самых дорогих на рынке Великобритании – компания Ocado. Это крупный онлайн-магазин, предлагающий ассортимент привычных супермаркетов в интернете. Его уникальность в том, что компания сделала ставку на автоматизацию сборки заказов. Комплектация происходит с помощью специальных роботизированных тележек, которые молниеносно снуют по специально проложенным рельсам на складе. Автоматизирована даже функция выбора свежих овощей и фруктов: специальная роборука выберет спелый манго или авокадо, как это сделал бы человек.
Свою технологию Ocado успешно продает ритейлерам со всего мира.
Тренд 2: Взрывной рост агрегаторов
Во время карантина ритейлеры начали активно выходить не только на собственные онлайн-площадки, но и осваивать продажи через агрегаторы (например, СберМаркет, iGooods) и маркет-плейсы (к примеру, «Беру!», Ozon).
В частности, торговая сеть «Лента» открыла два интернет-магазина в партнерстве с iGooods (shop.lenta.com) и «Сбермаркетом» (online.lenta.com). По данным на 1 апреля 2020 г., онлайн-покупки из «Ленты» были доступны жителям 88 городов. Также компания запустила в Москве сервис по экспресс-доставке продуктов «Ленточка» и обещает привезти нужные товары за 15-30 минут.
Тренд 3: рост числа пунктов выдачи
В Европе еще до пандемии хорошо развивался сервис Click and Collect. Покупатель получает возможность заказать товары в интернет-магазине, а забрать их в удобной офлайн-точке продаж или пункте выдачи. Услугу самовывоза онлайн-заказа предлагает «Перекресток» в магазинах Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурге. Собрать продуктовую корзину можно в ближайшем магазине «ВкусВилл» через мобильное приложение: заказ будет готов к выдаче уже через 30 минут, обещают в компании.
Также разновидностью сервиса Click and Collect можно считать заказ товаров в продуктоматы «Утконоса», вендоматы «ВкусВилла» и «Азбуки вкуса» и доставку заказов в багажник припаркованного автомобиля из магазина «Утконос».
Несмотря на активный рост рынок e-grocery пока еще не зрелый. Очевидно, что существующие модели будут развиваться, и ритейлеры предложат много интересного, поскольку разные товарные категории будут требовать разных решений.
Редакция Merchandising.ru