В последние годы российский покупатель стал более активным в отношении продуктов категории «фреш». Российские ритейлеры озадачились поиском новых способов работы со свежими продуктами.
Продажи свежей рыбы и охлажденного мяса сегодня значительно превышают показатели отделов заморозки. А фрукты и овощи от отечественных производителей пользуются у россиян значительно бóльшим спросом, чем «заморские».
Ритейлеры отреагировали на тренд новыми идеями и решениями, многие из которых оказалось не так уж легко воплотить. Одни начали активно искать новых поставщиков среди небольших фермерских хозяйств в регионах, другие - решили, что дешевле производить свежие продукты самим.
Так, «Магнит» стал самостоятельно производить сельхозподукцию в собственных теплицах, для которых в Краснодарском крае пришлось найти 43 га площади. Производят здесь несколько самых востребованных российскими покупателями видов овощей: огурцы, томаты, зелень. В нынешнем году продуктовый ритейлер планирует увеличить тепличный комплекс в 2 раза.
Одной из проблем при работе с производителями органической продукции, с которой приходится сталкиваться розничным сетям, является неумение российских поставщиков подготовить к продаже свой качественный и свежий продукт. Некоторые ритейлеры помогают своим постоянным поставщикам сертифицировать и упаковывать их продукцию, чтобы покупатель смог оценить ее по достоинству.
Генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин говорит, что 60% его покупателей хотели бы приобретать органическую продукцию. Ритейлер отреагировал на запрос клиентов, и уже в этом году в магазинах сети появится мраморная говядина и другие мясные деликатесы, произведенные на ферме поставщика сети в Тверской области.
Еще одно испытание для ритейлеров, желающих заниматься свежими продуктами, - это потери от скорой порчи товара этой категории. В зависимости от вида продукции они могут составлять от 15 до 20%
На западе существует практика снижения цены на товар «не первой свежести» или отправка его на нужды благотворительности. В российских магазинах с недавнего времени можно увидеть ценники с надписью «Кефир для теста», «Бананы для торта» или «Апельсины для сока» по цене в 2 и более раз ниже, чем у того же товара, но с хорошей датой.
Многие ритейлеры организуют кондитерские, салатные, мясоперерабатывающие цеха в здании самого супермаркета или в непосредственной близости от него, чтобы снизить издержки на транспортировку готовой продукции.
Гендиректор сети «Быстроном» Тимофей Герасько говорит: «Мы для себя решили, что продукт должен продаваться там же, где и произведен. Главное, чтобы технические возможности позволяли организовать производство поблизости».
В случае, когда площадь магазина не позволяют разместить в нем еще и собственное производство, ритейлеры находят новые логистические схемы. Так, сеть «Перекресток Экспресс» открыла производство готовой продукции в своих «узловых» магазинах, из которых товары (а теперь и готовую продукцию) развозят по более мелким точкам.
Товары категории «фреш» требуют к себе повышенного внимания не только на этапах производства и транспортировки. Для сохранения их свежего и приятного для покупателя вида необходимы особые температурные и климатические условия.
Системы орошения, холодильные и световые установки позволяют продлевать срок хранения фреш- продуктов в торговом зале до 1,5-2 суток без необходимости убирать их каждый вечер в холодильные камеры.
Чтобы зарабатывать на скоропортящихся продуктах нужно уметь их быстро продавать. Для этого персонал должен быть хорошо подготовлен к общению с покупателем, уметь обслужить его «вежливо и с улыбкой». В американских супермаркетах ставят себе задачей добиться того, чтобы покупатели чувствовали себя в комфортной, почти семейной атмосфере, зная, что знакомый продавец всегда посоветует самый лучший товар.
Современные покупатели все чаще приходят в магазин со списком, что значительно снижает возможность совершения ими импульсных покупок. Поэтому грамотный мерчандайзинг и удобная упаковка должны быть нацелены на то, чтобы у покупателя «слюнки потекли» при виде спелых черешен или клубники. Специально для этого несколько упаковок на витрине оставляют открытыми, чтобы аромат дразнил и привлекал внимание каждого, кто подходит к стеллажу.
Покупатели также обращают внимания на страну или регион происхождения и в зависимости от своих стереотипов относительно этого места принимают решение, брать этот товар или нет
Добиться успеха в секторе «фреш» - не самая легкая задача для российских ритейлеров. Но те, кому это уже удалось, говорят, что трудности – это, прежде всего, зона развития, открывающая новые перспективы получения нового дохода.
Редакция Merchandising.ru