Эксперты Центра ритейла EY проанализировали влияние основных веяний в отрасли в прошлом году и выяснили, как поправки к закону «О торговле», банкротство на рынке ритейла, курс на импортозамещение и другие факторы повлияли на потребительские предпочтения жителей столичного региона в 2016 году.
Экономить, не голодая
Министерство финансов РФ прогнозирует снижение годовой инфляции: в 2017-ом она составит 5,8%. Это почти в два раза меньше, чем несколькими годами ранее (в 2015 году – 12,9%, в 2014 – 11,4%).
Но сегодняшняя действительность такова, что россияне продолжают сокращать потребление продуктов в отдельных категориях товаров. В ходе опроса 68% жителей Москвы и области ответили, что заметили выросшие траты на продукты по сравнению с предыдущим годом. За последние 12 месяцев респонденты стали меньше покупать продукты, которые не относятся к товарам первой необходимости. Например, 27% жителей московского региона стали реже покупать колбасные изделия, от сладостей стараются отказаться 24% опрошенных, а 20% стали реже приобретать алкоголь.
Социально-значимые товары наоборот стали пользоваться большим спросом: популярность фруктов и овощей выросла на 26%, товары бакалеи стали покупать на 17% чаще, яйца и молочные продукты – на 19%. Контроль ритейлерами уровня цен в данной категории товаров также способствует увеличению спроса на них.
Порядка 27% из принявших участие в опросе сказали, что стали чаще, чем раньше, покупать мясо птицы. Это подтверждает тенденцию отказа потребителей от говядины, свинины и других видов более дорогого мяса.
Сейчас мясо птицы, по ответам респондентов, является одним из ключевых продуктов, по которому граждане оценивают уровень цен в магазинах. Ритейлеры стараются сохранять низкую стоимость продуктов этой категории, что еще больше увеличивает их популярность.
Опрос показал, что 25% респондентов стали отказываться от мяса животных из-за роста цен на него.
Наше или не наше?
По данным опроса, пока только 16% жителей Москвы и области довольны российскими аналогами импортных продуктов, запрет на которые ввели в 2014 году. Частично они удовлетворяют 25% опрошенных. Многие потребители пока не нашли замену значительной части импортным продуктам, исчезнувшим с российских прилавков.
И только 18% опрошенных полностью заменили импортные товары отечественными аналогами, 40% сделали это частично, 42% не нашли равноценную замену либо вовсе не придали этому значения.
57% потребителей перестали покупать импортные продукты питания, к которым привыкли, из-за их дороговизны.
Все больше жителей столичного региона – 38% опрошенных - поворачиваются в сторону домашних заготовок. Около 30% из них – люди в возрасте 20-35 лет.
Большой и маленький
Самое популярное место для покупок у жителей столицы и области – магазины у дома. Каждый третий опрошенный делает там покупки не менее 3-5 раз в неделю.
Пару раз в неделю 44% потребителей заезжают в супермаркеты и столько же – в гипермаркеты. 43% респондентов посещают большие магазины реже раза в неделю.
Спрос на покупки в магазинах крупных форматов снизился за год на 8%. Так же наметилась тенденция более частого посещения небольших магазинов при снижении средней суммы чека.
Покупатели все чаще предпочитают свежие продукты, продающиеся недалеко от дома. Фермерские рынки также пользуются возрастающим спросом: каждый шестой респондент посещает их 1-2 раза в неделю.
Стремление купить товар по максимально выгодной цене или по акции переориентирует покупателей: 19% опрошенных сменили магазины. При чем это не связано с уровнем сервиса в торговой точке. Максимальную лояльность (49%) показывают покупатели супермаркетов и магазинов у дома (43%).
В погоне за СТМ
Женщины в 1,5 раза чаще мужчин обращают внимание на ценники. 71% опрошенных отмечают увеличение стоимости продуктов. По данным Nielsen, 70% россиян ищут выгодные предложения в продуктовых магазинах.
Один из главных новых трендов в ритейле - массовый выпуск торговыми сетями продуктов питания под собственными брендами. 75% жителей столичного региона покупают товары СТМ сетей минимум раз в три месяца. СТМ прежде всего привлекательны низкой стоимостью. Например, молочные продукты СТМ дешевле брендированных аналогов на 20%, а макаронные изделия - на 50%.
При конкурентной цене товары СТМ имеют достаточно высокий уровень качества. К тому же производство и выпуск таких товаров не только положительно отражается на лояльности покупателей, но и увеличивает доходность сетей за счет более низких по сравнению с другими производителями затрат.
Общепит все еще популярен
Многие москвичи заметили, что стали больше тратить на продукты питания, но в то же время, они не отказываются от посещения мест общественного питания.
Доля респондентов, посещающих заведения общепита хотя бы раз в неделю, увеличилась на 11% по сравнению с 2015 годом. Сокращение потока гостей отмечается в ресторанах, но столовые и точки фастфуда становятся все более популярными (+6% и +4% соответственно). Молодежь – основные посетители заведений фастфуда, баров и столовых.
Редакция Merchandising.ru