Ранее под действие закона о необходимой сертификации в качестве органических товаров попадали продукты, на упаковке которых производители хотели нанести метку "органический". В этом случае необходимо было подтверждение того, что в процессе производства не было использовано различных агрохимикатов, пестицидов и пр. А также были соблюдены международные и российские стандарты.
Проверку соответствия производства всем необходимым условиям осуществляли аккредитованные организации, в том числе "Роскачество". Компания вносилась в Единый государственный реестр органической продукции Минсельхоза и получала сертификат. После этого производитель мог маркировать свой товар знаком органической продукции единого образца, разработанным Минсельхозом.
Однако, согласно исследованиям, порядка 40% "органики" в России приходится на несертифицированный товар. По данным Роскачества, в 2022 году объем продаж "органической" продукции составил 27,6 млрд рублей, но из них 11 млрд приходится на товары, не имеющие подтверждающего сертификата.
Кроме того, покупателей вводят в заблуждение маркировки типа "био", "эко", "зеленый". И, как выразился вице-премьер Дмитрий Григоренко, "большой объем таких товаров создает трудности для потребителей идентифицировать сертифицированную органическую продукцию".
В связи с этим, комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, обязывающий производителей, пользующих перечисленными маркировками, получать сертификат, как и в случае с отметкой "органический".