С середины июня во всех регионах страны стали появляться нормативные акты, регламентирующие порядок обязательной вакцинации от COVID-19 для сотрудников определенных сфер. Торговля присутствует практически в каждом документе. Посмотреть конкретные условия, обозначенные в актах различных регионов, можно по ссылке: https://cutt.ly/Emc6eJ6.
Уже сейчас становится понятным, что работодатели не успевают организовать вакцинацию необходимого процента сотрудников (в большинстве случае это 60%) до указанной даты. Например, ритейлеры и производители Москвы и МО предупредили мэрию о том, что до 15 июля выполнить предписание по вакцинации 1-ым компонентом или однокомпонентной вакциной от COVID-19 не получается - доля сотрудников, поставивших прививку, в среднем доходит только до 20%.
Основные причины медленного темпа: очереди в пунктах вакцинации, перебои с препаратами, отсутствие мобильных пунктов, ограничения системы регистрации.
Беспокойство компаний отрасли понятно. Согласно новым указам, а также некоторым давно действующим законам, организация может понести немалые убытки в случае, если нарушит/не поймет/не успеет с их исполнением. При этом многие пункты нормативных актов продолжают вызывать вопросы.
Например, предполагается, что 60% необходимо рассчитывать от общего количества сотрудников, которые должны сделать прививку. Но кто туда входит? Помимо штатных сотрудников, работающих на местах, называются и дистанционные сотрудники, и совместители, и те, кто работает с компанией по ГПД.
Получается, что сотрудников по ГПД и штатных работников прировняли. Хотя юридически исполнители по ГПД являются самостоятельно действующими субъектами. Но сотрудничать с ними у компании не получится, если она не замотивирует исполнителей на прививку.
Не совсем понятно требование об обязательной вакцинации дистанционных сотрудников, которые находятся в изоляции.
Еще один противоречивый пункт: "при наличии у сотрудника антител или противопоказаний к прививке, исключать их из общей численности работников, которым необходимо вакцинироваться, не нужно". Но как тогда поступать с этими сотрудниками? Тоже отстранять их от работы без выплаты заработной платы?
Большой вопрос к персональным данным. Так, в Приложении 2 Указа мэра Москвы от 16 июня 2021 года № 32-УМ говорится о том, что компания должна отчитаться после прохождения сотрудником вакцинации. С 1 июля даже запущен сервис, с помощью которого можно предоставить сведения в электронном виде. Также обозначено, что согласия о передаче этих данных у сотрудника брать не нужно. Однако, персональные данные по здоровью считаются самыми защищаемыми.
Несмотря на большое количество противоречий и затруднения с четкой интерпретацией законов, многие компании отрасли стремятся к их исполнению. Для этого организуются различные мотивационные мини-программы: от простых информационных писем и предоставления дополнительных выходных после вакцинации до начисления бонусов и розыгрыша ценных призов. Стимулируют компании как сотрудников, так и партнеров, чтобы избежать возможных неблагоприятных последствий: например, прекращение работы предприятия на 90 суток, согласно ч. 1 ст. 6.3 КоАП.
Ассоциация мерчандайзинговых агентств (АМА), являясь профильной организацией, осуществляет взаимодействие с государственными структурами по отраслевым вопросам. Если у вас есть сомнения в реализации конкретных пунктов нормативных актов - пишите на magafonova@ama-russia.com.
Редакция Merchandising.ru