На Западе набирает силу протестная компания за тишину в магазинах. Первым решение отключить музыку принял британский ритейлер Marks & Spencer.
С середины ХХ века опубликовано немало исследований, доказывающих, что музыка во время шопинга стимулирует покупательскую активность. Многие ритейлеры сумели таким способом поднять объемы продаж, поскольку под влиянием умиротворяющих звуков покупатели расслабляются, сосредотачиваются на процессе выбора. У них улучшается настроение, а в позитивном эмоциональном состоянии люди всегда совершают больше покупок. Менеджеры торговых центров стараются подбирать музыку, которая, как ожидается, нравится большей части аудитории, заполняющей торговый зал — в зависимости от возраста, пола, сферы занятий. В преддверии праздников плейлист меняется, потребителям напоминают о приближении даты, к которой необходимо подготовиться и сделать соответствующие покупки, будь то Новый год, День Святого Валентина, 23 Февраля или 8 Марта.
Однако в начале 1990-х годов в Великобритании появилось общественное движение Pipedown Campaign, члены которого открыто выступают за запрет фоновой музыки в магазинах и других общественных местах. Они считают, что недопустимо использовать музыку — источник удовольствия — как маркетинговый инструмент. Люди должны свободно выбирать, что им слушать. Кроме того, по отношению к посетителям это просто нечестно, поскольку некоторые виды музыки могут иметь зомбирующий эффект. Многим фоновая музыка попросту не нравится и вызывает раздражение, в отдельных случаях она отрицательно воздействует на организм человека.
Под влиянием активистов Pipedown руководство Marks & Spencer приняло решение отказаться от фоновой музыки в магазинах одежды. В начале июня было сделано официальное заявление, и об этом написали многие британские СМИ, в частности, The Guardian. Десять лет в торговых залах Marks & Spencer звучала музыка, и теперь во всех 300 магазинах сети наступит тишина. В компании умолчали только о том, как быть тем покупателям, которым нравилась-таки фоновая музыка. Очевидно, им придется ходить в наушниках.
Редакция Merchandising.ru