Последние годы поставщики и ритейлеры много обсуждали, как изменить ситуацию со скидками и «снять покупателя с иглы промо». Однако решительный отказ от скидок произошел, так сказать, сам собой, продиктованный необходимостью.
По данным исследовательской компании NielsenIQ, более 50% товаров массового повседневного спроса до недавнего времени продавались с дисконтом. Производители и ритейлеры предлагали скидки, используя их как инструмент привлечения покупателя и способ повлиять на его выбор.
Но сейчас ситуация изменилась кардинально. Ценовые промо перестали быть выгодны и производителям, и ритейлерам. Так, например, сократилось до минимума количество спецпредложений в сетях «Перекресток», «Чижик», «Пятерочка», «Азбука вкуса» и др.
В первую очередь это связано с отказом глобальных международных поставщиков, таких как Procter & Gamble, Unilever, Reckitt Benckiser, PepsiCo, от инвестиций в развитие и маркетинг на территории Российской Федерации. Средства детской и женской гигиены, стиральные порошки, бытовая химия, напитки и молочные продукты – эти товары теперь будут продаваться по полной цене.
Кроме того, отказались от промо и российские производители, бизнес-процессы которых значительно зависят от иностранного сырья.
Такой прагматичный шаг, как отказ от скидок и промо, позволит поставщикам и ритейлерам избежать ажиотажных закупок «впрок» и предотвратит дефицит товара на полке – пока производители перестраивают логистические и производственные процессы в соответствии с новыми усложнившимися условиями ведения бизнеса.
Серьезное экономическое давление, которое испытывают участники торговли, привело также к изменениям в сегменте бытовой техники и электроники. В сетях Re:Store, «Эльдорадо», «М.видео» отказываются от продажи товаров в кредит и рассрочку. Это обусловлено высокой стоимостью заемных средств и ростом курса валют.