Компании Vygon Consulting в ходе исследования выяснила, что потребление топлива для автомобилей будет снижаться и в 2018 году (началось в 2016-м). В России работает порядка 15 тысяч заправочных станций, которым в таких условиях нужно искать новые пути удержания среднего размера чека.
А как у них
В Европе на фоне падения потребления бензина развивают сопутствующие сервисы. Так, крупнейшая сеть АЗС Германии – Aral («дочка» British Petroleum) - получает от продажи топлива лишь 12% прибыли, а кафе и магазины приносят 62% (1,2 млрд евро в 2012 году).
В США в 2014 году продажи минимаркетов, торгующих и топливом, превысили отметку в 450 млрд долларов. За пять лет доходы магазинов подобного формата непрестанно растут (+3,7%).
По информации Experian Catalist, в Великобритании на 92% работают магазины, объем продаж в которых превысил 4,3 млрд фунтов стерлингов за год.
В Италии провели соцопрос, в ходе которого 62% респондентов признались, что заезжают на АЗС именно за покупками и в кафе.
В последнее время российские компании также развивают сопутствующие услуги.
Чашечка кофе и бутерброд
Одним из главных драйверов продаж на АЗС является кофе. В 2016 году напиток принес сети «Газпром Нефть» 2,1 млрд рублей. Получается, что чашка кофе принесла в указанном году столько же денег, сколько 6 литров бензина.
«Роснефть» за аналогичный период заработала на горячем напитке 2,4 млрд рублей.
Эксперты полагают, что логичным в сложившихся условиях будет продолжение развития сегмента быстрого питания на автозаправочных станциях.
Однако создание места полноценного питания влечет и заметные издержки – финансовые и технические. Для этого надо организовать отдельные зоны, купить дорогое оборудование, наладить логистику. Избежать такой затратной процедуры поможет готовая охлажденная продукция. Готовые охлажденные блюда, которые разогревают перед подачей.
«Импульсные» магазины
Совмещение автозаправки и магазина - еще один популярный вектор развития. Но это направление противоречиво: такой бизнес дорог из-за логистики и оборудования и поэтому не может предложить низкие цены. Как же быть?
Покупки в магазинах при АЗС в большинстве случаев совершают импульсно: увидел – купил. Для того, чтобы сохранить лояльных потребителей, АЗС надо перейти из формата «импульсного» в комфортный и соответственно скорректировать ассортимент.
Такие удобные магазины уже работают в «Компании ТРАССА». Их основные покупатели - водители, которые приехали заправиться. Здесь они могут купить здесь бакалейные товары, масло, хлеб, бытовую химию и другие товары первой необходимости. Еще в 2013 году продажа этих товаров увеличилась на 70% (бензина – всего на 40%) и тенденция сохраняется.
АЗС могут стать удобным местом для приобретения продуктов к ужину. Дачникам актуально предложить готовое питание, одноразовую посуду, картошку, специи, соль, бытовую химию и другие необходимые вещи.
Формирование актуального ассортимента в магазинах при АЗС – перспективная мера в условиях снижения спроса на бензин и общего падения покупательской способности.
Редакция Merchandising.ru