В условиях кризиса многие ритейлеры увеличивают объем производства продуктов собственных торговых марок. Покупателям нравится экономить, поэтому спрос на товары СТМ постоянно растет.
Не секрет, что в настоящее время многие россияне принимают решение о покупке продуктов на основании фактора цены. Отказывать себе в привычных продуктах, допустим, твороге или сыре, гораздо труднее, чем просто перейти на более дешевую торговую марку.
А товары категории СТМ в этом случае оказываются удачным подспорьем. Фактор «дешевле некуда» сегодня активно работает на массовый спрос, и продукты в непритязательных упаковках, расположенные, как правило, внизу полочного пространства, исчезают со стеллажей куда быстрее своих нарядных собратьев.
Так, «Магнит» на своем сайте сообщает: «Мы не тратим деньги на рекламу продуктов собственного производства, поэтому цены на них остаются гораздо ниже, чем на аналоги производства известных брендов».
Сделай сам!
ГК «Дикси» планирует увеличить долю продуктов, выпускаемых под собственным брендом с 11% до 20% до конца этого года. Сейчас эта сеть предлагает покупателям более 200 наименований товаров СТМ.
В Metro Cash&Carry считают развитие линий собственного производства стратегической задачей. Основные направления: рыба, консервы, бакалея.
«Пятерочка» также планирует увеличить число товаров собственных марок. Сейчас под маркой «Красная цена» выпускаются в основном бакалейные и молочные товары. С этого года ритейлер расширяет собственную линейку до сегмента медиум, включающего кофе, замороженные продукты, десерты.
Останутся только свои
Как правило, продукты, выпускаемые под собственными торговыми марками, оказываются на 10-20% дешевле, чем самые недорогие брендовые аналоги. При этом выгода ритейлера от продажи «собственных» товаров почти в 2 раза выше.
Многие сети предлагают сотрудничество производителям товаров народного потребления. Однако на такое сотрудничество фермеры и прочие мелкие фабриканты идут крайне неохотно. Поскольку закупки осуществляются практически по себестоимости, и заработать малым предприятиям в этом случае не удается. Привлечь производителей сетям удается только благодаря объему закупок.
Директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков замечает: «Тем не менее производители берутся за выпуск СТМ, в нынешних условиях длительный контракт на несколько лет не помешает».
А вот представители самих малых предприятий говорят, что развитие сектора СТМ просто убивает их бизнес, и, в конце концов, на полках супермаркетов останутся только продукты собственного производства, а фермерам, хлебопекарням и молочным хозяйствам придется открывать собственные торговые точки.
Редакция Merchandising.ru