Законотворцы от «Справедливой России» выступили за внесение изменений в Ст 8. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В частности предлагается ограничить максимальную наценку на продукты первой необходимости лимитом в 15%, а также вместе с розничной ценой указывать на ценниках и этикетках закупочную стоимость товара.
Таким образом? депутаты, по их мнению, смогут противостоять необоснованному повышению цен в российском ритейле.
Депутат Олег Нилов, подготовивший этот законопроект, говорит о подобном опыте во многих европейских странах. Дания, Норвегия, Австрия и ряд других стран уже давно на законодательном уровне закрепили максимально возможные наценки на товары первой необходимости. В странах ЕС они не могут превышать 25%, тогда как в России наценка на отдельные группы товаров превышает 100%.
Ограничение наценок затрагивает хлеб и мучные изделия, яйцо, крупы, молоко и молочные продукта, а также ряд других товаров, входящих в российскую потребительскую корзину.
Введение таких мер должно в первую очередь защитить малоимущие слои населения в период кризиса. Кроме того, выгоду от них получат российские сельхозпроизводители, чьи товары зачастую не доходят до конечного потребителя из-за довольно высоких наценок.
Рассчитывать эти предельные 15% депутаты предлагают как разницу между ценой, по которой у производителя закупает товар первый оптовый покупатель, и той ценой, по которой товар предлагается в рознице, чтобы ритейлеры не могли создавать теневые схемы с участием фирм-посредников.
Михаил Аншаков, глава общества защиты потребителей, говорит, что подобные меры не могут быть введены без соответствующего стимулирования отечественных производителей: «Законопроект не учитывает серьезных маркетинговых аспектов, в частности того, что в России цены на качественные, несуррогатные продукты действительно выше, чем в других странах. Но если ввести ограничения на торговые наценки, можно вернуть страну в эпоху пустых продуктовых полок».
Действительно, в Европе существует ограничение торговых наценок на социально значимые товары, но одновременно с этим существуют и активно действуют дотации сельскому хозяйству, чего у нас пока, к сожалению, нет.
Ритейлеры забили тревогу, выразив несогласие с идеями парламентариев. Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации, объяснил прессе, что многие российские ритейлеры уже ведут ценовую политику с учетом интересов разных слоев населения и имеют в ассортименте продукты разных ценовых сегментов.
Многие сети, такие как «Азбука вкуса», «Магнит» ставят минимальные наценки на сезонные группы товаров, чтобы обеспечить продуктами первой необходимости массового потребителя. Но делать обязательным такой «усредненный регулятор» крайне неэффективно, учитывая тот факт, что ряд сетей работают на удовлетворение потребностей более обеспеченных слоев населения.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group Inc., имеющий большой опыт развития ритейла в регионах, считает, что подобные жесткие меры навредят и торговым сетям, и покупателям? и самому государству, так как снизятся налоговые отчисления торговых сетей в государственный бюджет. «Торговая наценка включает многочисленные издержки, ведь ритейлер не просто «курьер» между производителем и потребителем товара, он также несет серьезные затраты, и на него ложатся все риски и издержки». Дмитрий Потапенко заметил, что мы уже имеем результаты госрегулирования в аптечном секторе, откуда почти исчезли все дешевые лекарства, так как торговать ими стало просто невыгодно, а также немотивированный рост цен на ОСАГО сразу после того, как его сделали обязательным.
В октябре 2013 года в Госдуму РФ уже поступал подобный законопроект, но он был отклонен. В настоящее время экономическая ситуация усложнилась и вероятность внесения подобных поправок кажется все более реальной.
Редакция Merchandising.ru