Войти
90% розницы продовольственных товаров «контролируют» 17 сетей

В 2015 году 90,8% рынка розничной торговли продтоварами в Санкт-Петербурге приходилось на 17 крупнейших сетей, и именно они диктуют условия поставщикам.

О ситуации на рынке рассказал представитель УФАС по Петербургу Дмитрий Даугавет. 49,9% рынка занимали «О’кей», X5 Retail Group, «Лента» (та же ситуация отмечалась и в 2014 году), с «Дикси», ТД «Интерторг», – 68,6% (годом ранее – 70%). Общая доля трех лидеров рынка составляет менее 50% (а пяти – менее 70%), поэтому антимонопольная служба не может применить меры реагирования.

Эксперты отмечают, что властям города следует проработать пути поддержки торговли мелким оптом. Руководитель УФАС Вадим Владимиров отметил, в первую очередь нужно разработать методику доступа к местам для размещения автолавок. Управление предлагает выделить в микрорайонах Санкт-Петербурга зоны для мелкорозничной торговли и отказаться от предоставления ритейлерам статуса стратегических инвесторов.

В начале 2016 года такой «титул» достался ТД «Интерторг» для создания сети торговых комплексов и сопутствующих производственных объектов. Также статус стратегического инвестора имеется у общества с ограниченной ответственностью «Биг бокс». Этот статус компании могут получать на срок окупаемости проекта. Компания получает землю, платит за нее 1,5% кадастровой стоимости, а затем выкупает участок за 25% от его кадастровой стоимости.

Представитель комитета по инвестициям отмечает, в законодательном собрании Санкт-Петербурга рассмотрят проект, предполагающий изменение законодательства о стратегических инвестпроектах и инвесторах. Например, планируется убрать из перечня приоритетных направлений проекты в сфере торговли. Инвесторы, получившие статус раньше, сохранят его, но новые уже не получат.

Председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков уверен, что рекомендации сложно выполнить в рамках только одного региона, так как высокое количество сетей в торговле – явление федеральное.

В последние годы в Санкт-Петербурге остается все меньше мест для мелкой торговли. Крупные сети заняли даже так называемые «магазины у дома», тем самым лишив покупателей выбора.

Сети выбирают в партнеры крупных поставщиков и, бывает, диктуют им невыгодные условия. Чаще всего это случается, когда доля розничных сетей становится высокой и они предлагают похожие условия для поставщиков.

В развитых странах лидеры отрасли занимают большую долю розницы. В Европе доля лидеров значительно выше, чем в России. Торговые сети – практически единственный доступный механизм сдерживания продовольственной инфляции, уверены эксперты.

Как пишут «Ведомости», сети редко идут на компромиссы с поставщиками и при каждом контракте или пересмотре договора стараются увеличить свою выгоду: требуют снижать стоимость товаров, выпрашивают все больше скидок и акций. В итоге сотрудничество с ритейлерами становится невыгодным для поставщиков.

В 2015 году оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге составил 1,057 млрд рублей (-12,2% к показателю 2014 года). С начала 2016 года объем торговли снизился на 1,9% до 775,5 млрд рублей, в том числе продовольственной розницы – на 3,9% до 288,5 млрд рублей.

17 гигантов розничного рынка северной столицы

«Ашан», X5 Retail Group, ТД «Интерторг», «О’кей», «Лента», «Дикси», «Нетто», «Полушка», «Магнит», «Призма», «7 шагов», «К-руока», Metro Grоup, «Лэнд», «Сезон», «Верный», «Ряды».

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...