Аналитики NTech проанализировали данные по более чем 400 тысячам SKU (идентификатор уникальной товарной позиции) из 18 категорий товаров и выяснили, какие тренды ждут рынок ретейла и его игроков в ближайшее время.
Тренд 1. Работа на молодежь
Все больше компаний понимают, что надо начинать работать на молодую аудиторию. По статистике, такие сети более эффективны в сравнении с конкурентами. Чем больше поколение «30-» доверяют сети, тем выше, как правило, ее эффективность.
Как выяснили аналитики, представители молодого поколения предпочитают: энергетические напитки, готовые салаты, замороженные полуфабрикаты, сырокопченые колбасы, шоколадные батончики, суши и роллы.
Почти не вызывают интереса у молодежи: рыбные консервы, полукопченые колбасы, чай в пакетиках, тушка курицы, крупа, подсолнечное масло, замороженные морепродукты, корма для кошек и замороженная рыба.
Тренд 2. Магазин у дома
Наиболее востребованный сегодня сегодня формат магазинов — «у дома». Также растет доля хард-дискаунтеров — 136 % год к году. А вот гипермаркеты и супермаркеты потеряли 10 % и 9 % соответственно.
Любопытная деталь: исключением, которое, как известно, подтверждает правило, стал «Глобус».
Сеть не уходил из Центральной России в более благоприятные для розницы регионы. При этом ретейлер потерял в столице всего 0,4 % динамики, когда прочие гипермаркеты – около 11%.
По данным аналитиков, основные отличия «Глобуса» от конкурентов — более молодой покупатель (о чем говорит перечень популярных товаров) и очень высокая доля кулинарии. Она в 2023 году превысила 16 % (для сравнения — на втором месте «О,Кей» с примерно 5 %, у «Ленты» и «Ашана» по 4 %, в магазинах Х5 Group – около 2 %).
Тренд 3 Готовая еда
Вообще рост кулинарии – один из самых крепких трендов. Хотя эта категория неизменно набирает обороты уже около восьми лет – в прошлом году тенденция приобрела взрывной характер.
Продажи охлажденной пиццы, например, показали почти трехзначные темпы роста. В этом сегменте федеральные сети начали активно соперничать не только друг с другом, но и с HoReCa.
Для сравнения: с замороженной пиццей динамика совсем другая — плюс 7 % в денежном выражении. В физическом доля даже немного упала — минус 3 %.
Тренд 4. С СТМ можно конкурировать
Уже ни для кого не секрет, что доля СТМ во многих магазинах превышает 30 процентов. Но есть компании, успешно конкурирующие с сетевыми торговыми марками.
Например, в «Глобусе», как мы писали выше, сильная кулинария, и в том числе собственное производство мясного фарша. Однако основной прирост в этой категории обеспечил «Мираторг» — 60 % в физическом выражении. Именно этот фарш покупали в сети чаще всего.
А это наглядно иллюстрирует, что хороший продукт от сильного бренда может и должен бороться с СТМ.
Источники изображений: Freepik, NTech