Войти
Цены, цены, вы куда?
Статьи

Согласно заявлению главы Министерства экономического развития России Алексея Улюкаева, рост потребительских цен в 2015 году составит в районе 12%. Для сравнения: по данным Росстата, за 2013 год цены выросли лишь на 6,5%. Такой прогноз сам по себе безрадостен и, к сожалению, расходится с тем, что видит на полках супермаркетов рядовой потребитель. Тому есть несколько причин. Так, например, при расчете основного показателя инфляции - Индекса потребительских цен – за основу берется некий усредненный и довольно аскетичный набор продуктов и услуг. Кроме того, Минэкономразвития озвучивает самый позитивный из вероятных инфляционных сценариев, не желая сеять панику среди населения и провоцировать потребительский ажиотаж, который только подстегнет инфляцию.

При более детальном изучении динамики роста цен на отдельные категории продовольственных товаров становится ясно, что, к примеру, мясо и птица за последний год подорожали на 20,1%, сахар – на 40%, рыба – на 19,1%, молоко и молочная продукция – на 14,4%.

А все почему?

Чтобы понять, насколько оправдан такой значительный рост цен, предлагаем нашим читателям вспомнить наиболее важные причины, которые его спровоцировали.

1. В августе 2014 Россия вводит эмбарго на ввоз продовольственных товаров из стран ЕС и США сроком на год. По оценкам экспертов, доля импортной продукции на прилавках российских супермаркетов составляла в среднем от 30 до 50% (в магазинах, ориентирующихся на более обеспеченных потребителей, доля импорта могла быть значительно больше). Таким образом, потребительский спрос переместился на товары, не подпадающие под понятие «санкционных». А рост спроса при ограниченном предложении подстегнул цен.

2. Конец 2014 года ознаменовался сильным ослаблением рубля. И это куда более опасный инфляционный стимул, чем августовские «антисанкции». Казалось бы, с чего ценам на продовольственные товары резко расти, ведь Указом Президента введен запрет на ввоз западной продукции с ценниками в иностранной валюте? Дело в том, что отечественная агропромышленность сильно зависима от импорта. Оборудование, удобрения, рассада – все это ввозится из-за рубежа, дорожает прямо пропорционально укреплению иностранной валюты и переносит свою стоимость на конечный продукт. За который в итоге платим мы, потребители.

Доверяй, но проверяй

Реальные располагаемые доходы населения уменьшаются. Это происходит также и у владельцев супермаркетов. Поэтому ритейлеры подвергаются соблазну взвинтить цены еще сильнее с целью вернуть себе прежнюю покупательскую способность.

С 20 по 23 января 2015 года Генеральная прокуратура РФ организовала проверки в магазинах крупнейших торговых сетей по всей стране. Целью этой кампании было выяснение принципа ценообразования на социально значимые продукты и выявление случаев неоправданного повышения цен. И вот что отыскали прокуроры.

В сетевых магазинах Самарской области значительный рост в цене по сравнению с августом 2014 показали капуста (подорожала на 353%), огурцы (544%), перец (654%), гречка (276%).

Конечно, нельзя забывать про фактор сезонности: летом сельскохозяйственная продукция всегда дешевле, чем зимой. Однако тот факт, что за три недели января овощи и фрукты «подросли» в цене на 30, 50, 85 процентов, не объяснишь сезонностью. 

В двух республиках (Татарстан и Удмуртия) у проверяющих возникли подозрения, что крупнейшие компании-ритейлеры вступили в сговор и одновременно подняли цены на продовольствие.

Не осталась в стороне и Москва. Так, к примеру, в одном из столичных супермаркетов «Азбука вкуса» мясо, купленное у поставщика по цене 259 рублей за килограмм, продавалось с 77,5-процентной наценкой (по цене 460 рублей/кг).

В том же супермаркете покупателям было предложено приобрести творог по 629 рублей за килограмм при закупочной цене в 307 р/кг.

В одном из магазинов сети "Перекресток" прокуратура зафиксировала 130-процентную наценку на тушку хека, выставленную на продажу по цене 269 р/кг.

Казалось бы, вердикт однозначен: охочие до легкой прибыли владельцы супермаркетов наживаются на потребителях. Однако предлагаем нашим вдумчивым читателям вспомнить, из чего складывается цена товара на полке магазина. Это не только закупочная цена в сумме с желаемой прибылью. В стоимость конечного продукта закладывается и амортизация основных средств, и затраты на оплату труда персонала, и коммунальные платежи, и транспортные расходы, и многое другое. Наконец, бизнесмены вынуждены учитывать риски, связанные с повальным ростом цен, ведь теперь, если из строя выйдет, к примеру, холодильная витрина, на установку новой придется потратить в два раза больше, чем раньше. Таким образом, выдвигая подозрения в неоправданных торговых наценках на основании сравнения цены у поставщика и у ритейлера, Прокуратура только расписывается в своих весьма приблизительных представлениях о том, как строится бизнес в сфере розничной торговли.

Что же в итоге?

Складывается впечатление, что предпринятые Прокуратурой меры направлены в первую очередь на успокоение толпы, отвлечение внимания от истинных причин экономического упадка и поиски внутреннего врага. Владельцы розничного бизнеса прекрасно подходят на эту роль, ведь так легко поверить в алчность предпринимателей, спекулирующих на всеобщем горе.

В данный момент Правительство рассматривает возможность ограничения торговой надбавки на социально значимые продукты. Однако следует помнить вот что: в России рыночная экономика и рыночное ценообразование. Это означает, что владельцы розничного бизнеса вправе устанавливать любую цену на свой товар. Единственный ограничитель цены – это платежеспособный спрос. Вмешательство государства в процесс ценообразования возможно в исключительных случаях, поскольку может привести к дефициту товара с ограниченной торговой наценкой.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?