«Коронавирусный» опыт работы ритейлеров в разных странах обнаружил общие тенденции. Например, рост сектора интернет-доставки и дискаунтеров, введение мер социальной поддержки для пожилых людей, сокращение ассортимента и др. Тем интереснее наблюдать решения, которые получили распространения в отдельных странах, не став пока массовым трендом. Возможно, это новые точки роста в будущем или повод сделать выводы, связанные с культурой потребления в разных странах.
Спрос на наборы готовой еды во Франции
Многие ритейлеры Франции во время пандемии начали продавать продукты готовыми наборами. Так, Carrefour предложил восемь вариантов наборов, которых хватает на неделю: два стандартных набора на двоих, один для вегетарианцев, два варианта для детей, по комплекту для кошек и собак, и коробка с принадлежностями для уборки.
Возможно, фасованные коробки с продуктами станут новой товарной категорией?
• Содержимое ориентировано на основные требования 1-2 человек в течение нескольких дней и включает базовые продукты, такие как хлеб, молоко, макароны, рис, овощи и т.д.
• Появились версии для вегетарианцев и «мясоедов».
• Экономия времени, можно взять готовый набор и не тратить время на поиск товара на полках.
Ограничение на количество покупок в Англии
В начале эпидемии британские супермаркеты (Sainsbury's, Aldi, Waitrose, Asda, Tesco) установили ограничения на количество товаров, отпускаемых в одни руки, чтобы хоть как-то ограничить панический спрос. Нормы покупок ввели для молока, макаронных изделий, консервированных овощей, жидкого мыла, масла, сыров, некоторых замороженных товаров.
Тренд на био усилился во Франции
В течение последних нескольких лет во Франции растет спрос на биопродукты. Любопытно, что в период эпидемии спрос на органические продукты не только не упал, но даже вырос. Например, средний чек в магазине биотоваров Biotopia вырос с середины марта на 48% с 40 до 59 евро. В биосегменте выросли продажи даже таких базовых позиций, как рис, макароны, сахар, яйца. Эксперты Nielsen объясняют это тем, что французы не готовы пожертвовать привычкой питаться качественно, а рост покупок объясняется тем, что еды нужно больше, когда вся семья находится дома.
Спрос на свежие овощи вырос в Китае
Как и в большинстве других стран, в начале эпидемии в Китае скупали товары длительного хранения: рис, молоко, замороженные продукты. Чуть позже китайские ритейлеры отметили увеличившиеся в 2-4 раза продажи свежих овощей. Скачок спроса специалисты объясняют закрытием ресторанов и кафе и, как следствие, необходимостью готовить дома.
Стимулирование онлайн-продаж через спортивное приложение в Америке
Ритейлеры США были вынуждены придумывать способы напомнить покупателям о себе и побудить их совершить покупки. Например, китайское подразделение Nike представило приложение для спортивных тренировок. Это привело к увеличению пользователей на 80% в течение квартала и увеличению онлайн-продаж на 30%. Аналогичную стратегию Nike реализовала в США и Европе.
Фиаско интернет-торговли во Франции
В непродовольственном секторе у французов произошла парадоксальная ситуация: вопреки ожиданиям, объем онлайн-продаж сократился вслед за закрытием офлайн-магазинов. Причиной стало не падение спроса, а невозможность доставки заказов. Две крупнейшие сети доставки – Mondial Relay и Relais Colis – остановили работу, т.к. большинство пунктов выдачи заказов находились в маленьких магазинчиках, которые закрылись. Даже крупнейшие французские онлайн-гипермаркеты Amazon и Cdiscount объявили о том, что при доставке приоритет будет отдаваться товарам первой необходимости, а остальные заказы придется ждать одну-две недели.
Бесконтактные магазины в российских подъездах
«Азбука Вкуса» и «ВкусВилл» начали устанавливать продуктоматы в жилых комплексах среднего и высокого класса в Москве и Санкт-Петербурге. Ассортимент вендинговых автоматов включает молочную продукцию, полуфабрикаты, бакалею и др. товары.
Американские компании пересмотрели процедуру возврата
Так как большая часть продаж переместилась в онлайн, американские компании пересмотрели процедуру возврата покупок: Apple будет принимать возврат товаров в течение 14 дней, а Sephora – в течение 30 дней с момента открытия магазинов после пандемии. Также существенно продлили сроки возврата GAP, H&M, Victoria’s Secret.
Китайские супермаркеты сохранили прибыль
Карантин почти не оказал негативного влияния на прибыль китайских супермаркетов. Например, компания Sun Art Retail Group, управляющая 486 супермаркетами в Китае, закрыла 80% своих торговых площадей, но на прибыли это не отразилось. Снижение офлайн-продаж компенсировалось ростом выручки от заказов через мобильное приложение и соцсеть WeChat.
Ресторанное меню в российских супермаркетах
Российские ритейлеры объявили о сотрудничестве с ресторанным бизнесом: покупатели супермаркетов смогут приобрести готовые блюда из любимых ресторанов, прекративших работу. В интернет-магазине и приложении «ВкусВилл» появился раздел «Ресторан на полке», где можно купить блюда из кафе «Рецептор», ресторана Oishii и многих других небольших заведений. Торговая сеть «Перекресток» выступила с аналогичным предложением о сотрудничестве с сетью кафе «Андерсон», а «Шоколадница» запустила продажу собственных блюд в магазинах «Дикси» и «Лента».
Производители наладили прямые продажи потребителям в России и Америке
Производители продовольственных товаров увеличили продажи напрямую конечным потребителям. Таким образом они пытаются нивелировать снижение продаж через розничные магазины, торговые центры и киоски. К примеру, продажи онлайн-магазина производителя молочной продукции и мороженого «Чистая линия» в Москве выросли в три раза с момента введения режима самоизоляции. А компания PepsiCo запустила сразу два собственных онлайн-магазина для американских клиентов – PantryShop.com и Snacks.com. Они бесплатно доставляют хлопья для завтрака, фруктовый сок, энергетические напитки, товары брендов Lay’s и Cheetos.
Редакция Merchandising.ru