Войти
Торговый центр
Статьи

С марта по июнь 2020 года все торговые центры страны были закрыты. Ожившие и восстановившие продажи летом, они снова демонстрируют падение выручки в сентябре. В октябре ситуация стала еще драматичнее: трафик продолжает падать, отдельные ТРЦ закрывают за несоблюдение антиковидных мер, некоторые даже переоборудуют под ковидные госпитали (например, «Геомаркет» в Барнауле). Что происходит с торговыми центрами в непростой период пандемии коронавируса, и что ждет их после – рассуждаем сегодня.

Только по делу: ТРЦ остались без спонтанных покупок

Несмотря на то, что по объемам выручки ТРЦ в августе 2020 года догнали и даже немного перегнали показатели предыдущего года (рост на 3-12%, по данным CBRE), трафик остался по-прежнему низким. По данным Watcom, посещаемость московских торговых центров в августе была ниже на 23%, чем в прошлом году. В сентябре, несмотря на рост заболеваемости, объем трафика не изменился и остался на уровне 80-85% прошлогодних значений.

Рост продаж при падении трафика специалисты связывают с эффектом отложенного спроса. Однако есть вероятность, что тенденция к повышению конверсии и росту среднего чека в ближайшие месяцы сохранится: в период пандемии люди ходят в ТРЦ не за развлечениями, а за запланированными покупками. По словам директора по развитию «Мэлон Фэшн Групп», в августе 80-90% посетителей приносили 110-120% выручки, если сравнивать с 2019 годом.

Осознанный подход к потреблению серьезно меняет потребительскую модель в торговых центрах, лишая последние спонтанных покупателей. Вопрос, долго ли продлится эта тенденция и что поменяется, когда пандемия закончится, остается открытым.

Вирус не пугает

Мы не знаем, как изменятся торговые центры после пандемии, но можем в какой-то степени оценить это, основываясь на данных исследований. Так, компания JLL провела опрос москвичей в августе 2020 года и выяснила, как повлияла пандемия на их отношение к посещению торговых центров. Оказалось, что не сильно: две трети опрошенных заявили, что продолжат ходить в ТРЦ так же часто, а 10% – даже чаще, чем раньше. 18% планируют посещать ТРЦ реже, и основные причины этого – страх заболеть коронавирусом (41%) и снижение уровня доходов (21%).

Можно сделать вывод, что после окончания пандемии либо массовой вакцинации населения основная причина нежелания посещать ТРЦ будет ликвидирована. Значит, о существенном снижении трафика в будущем говорить рано.

Не конкуренты: интернет-магазины не заменят торговые центры

Везде говорят о переходе потребителей в онлайн. Однако опрос JLL опровергает это расхожее мнение. Оказалось, до карантина четверть работающих москвичей не делали покупок в интернете, а те, кто практиковал онлайн-шопинг, делали это 2-3 раза в месяц. Причем большинство тех, кто предпочитает интернет-магазины (68%), не планирует менять свои покупательские привычки и увеличивать частоту онлайн-покупок после пандемии.

То есть, несмотря на возможность купить практически все онлайн, потребителю нужен физический опыт. Для этого ТРЦ должны предложить посетителям то, что не могут дать магазины в интернете: новые эмоции от покупок, возможность общения и развлечений, сервисные услуги.

Что дальше

Фудкорты и развлекательные зоны всегда были и будут местом притяжения в торговых центрах, причем увеличение их доли – общемировой тренд в течение уже нескольких лет. JLL подсчитала, что в Европе доля таких зон в универмагах варьируется от 20 до 25%, в то время как в российских торговых центрах процент гораздо ниже. Тем не менее, тенденция прослеживается и у нас: за последние 10 лет доля арендаторов этих сегментов в московских ТЦ выросла с 8 до 20%.

Помимо сегмента кафе и ресторанов, по мнению экспертов, до 70% площадей торговых объектов нужно отдать под продажу товаров и услуг, которые невозможно или трудно купить через интернет. Это сервисные зоны, банковские услуги, бытовые услуги, салоны красоты, сегмент DIY.

Это мнение подтверждают и исследования, проведенные в августе 2020: на вопрос JLL, какие услуги необходимы в торговых центрах, 23% москвичей указали фитнес-клубы, 22% – МФЦ, 13% – музеи и галереи, 12% – концертный зал. Чтобы развиваться, моллы из скучных и однообразных скоплений магазинов должны превратиться в центры общения и притяжения молодежи. Специалисты отмечают, что часть площадей торговых центров нужно отдать под офисные помещения и коворкинги.

Тем временем в Европе и Америке ситуация с ТРЦ не лучше, а может даже и хуже. Coresight Research прогнозирует, что 25%, или 300 из почти 1200 торговых центров США, закроются к 2025 году.

Некоторые арендаторы уже съезжают и освобождают площади. Но, как говорится, свято место пусто не бывает: в августе 2020-го стало известно, что Amazon ведет переговоры с крупнейшим оператором торговых центров в США Simon Property Group о приобретении вакантных или освобождающихся в скором времени магазинов J.C. Penney и Sears.

Аналитики предупреждают, что если Amazon все же разместит свои fulfillment-центры в ТРЦ, то это лишь ускорит гибель последних. Якорные магазины привлекают посетителей, создавая пешеходный трафик для всего ТРЦ. Если вместо них появятся центры выполнения заказов Amazon, это снизит трафик и разрушит отработанную в течение долгих лет схему работы ТРЦ.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

09.июл.2024
Материал от руководителя направления по точечному подбору агентства DIY Service
04.июл.2024
Основные факторы, влияющие на эффективность бюджета мерчандайзинга поставщика
07.июн.2024
Исполнительный директор Ace Target Инна Дементьева дала советы по подбору персонала