Войти
Что будет с гипермаркетами в России
Статьи

В 2019 году торговые сети в России столкнулись с новым для себя явлением: потребители ощутимо потеряли интерес к визитам в гипермаркеты. Это привело к закрытию крупных торговых точек ведущих ритейлеров по всей стране. С чем связаны изменения в покупательском поведении и как будут выходить из сложившейся ситуации торговые сети?

В начале 2000-х формат гипермаркетов для россиян открыли «Ашан» и Metro, но сейчас оба эти ритейлера (и их конкуренты тоже) столкнулись с трудностями из-за снижения потока покупателей и падения продаж.

Auchan планирует «освежиться»

Ритейлер в течение прошлого года закрыл гиперы в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах, а руководство торговой сети объявило о намерении обновить концепт всех своих магазинов в России. В обновленных торговых точках планируют делать акцент на зону fresh и кафе. Изменения также коснутся логистики, планируется развивать онлайн-торговлю и формат dark store (склады, где собирают онлайн-заказы), а также внедрить сервис доставки заказов в постаматы.

METRO меняет формат

Схожая ситуация у Metro: открывать гипермаркеты в России в ближайшее время ритейлер не планирует. Компания переходит с формата магазинов площадью 10-12 тыс. «квадратов» на торговые точки в 1-2 тыс. кв. метров.

«Лента» готовит новую стратегию развития

«Лента», закончив первое полугодие 2019 года с убытком в 4,5 млрд рублей, запустила аудит, по итогам которого закрыла нерентабельные торговые объекты. Свою деятельность прекратили два гипермаркета и 7 супермаркетов. Теперь компания занята подготовкой новой стратегии развития.

Во что превратится «Карусель»?

Также в разных городах закрылись гипермаркеты «Карусель», а на их месте заработали «Перекрестки». В X5 Retail Group сообщили, что до конца года под брендом «Карусель» останутся работать 37 гипермаркетов (меньше половины ранее существующей сети). В это время в них будут запускать различные пилоты, чтобы принять решение о возможном изменении в позиционировании, продаже или закрытии.

Магнит превращает гипермаркет в суперстор

Закрытия гипермаркетов пока избежал «Магнит». В компании приняли решение переформатировать их в так называемые «суперсторы», первый из них уже работает в Краснодаре. Магазин буквально нашпигован новыми техническими решениями, которые призваны повысить уровень сервиса для покупателей и упростить работу персонала. В торговом зале на LED-экранах транслируют промо-ролики, в магазине установлен электронный сомелье, рассказывающий по штрих-коду о производителе и вкусовых качествах вина. Покупатели могут воспользоваться технологией Скан&Go, чтобы самостоятельно сканировать товары в торговом зале, а затем уже не стоять в очереди на кассу. Видеокамеры следят за своевременным наполнением полок, а также очередями на кассах, чтобы при скоплении людей оперативно открыть дополнительные. Все технологии при успешном пилотировании будут реализованы и в других гипермаркетах сети.

Globus ищет свой масштаб

Результаты прошлого финансового года российского подразделения Globus показали рост продаж на 5%, до 92,5 млрд руб. Но и эта вполне успешная международная сеть из 16 гипермаркетов в ЦФО находится в поисках новой концепции магазинов уменьшенного формата. В компании отмечают, что не рассматривают варианты площадью 1-1,5 тыс. кв. метров, не тот масштаб. И пока следят за результатами экспериментального магазина площадью 6 тыс. кв. м в Калуге.

Эксперты называют сразу несколько причин снижения числа покупателей и уменьшения размера среднего чека в гипермаркетах.

Деньги. Большинство россиян стремится к экономии, а цель магазинов крупного формата – заставить посетителя уйти с битком набитой корзиной. По прогнозу Минэкономразвития, рост реальных доходов населения в 2019 году составил смешные 0,1%, а это значит, что потребители просто не могут позволить себе лишние траты. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, расходы на продукты питания в общих расходах домохозяйств достигли 31,2%, а это «очень много», уверен глава ассоциации Сергей Беляков.

Время. Гиперы «высасывают» не только больше денег: на их посещение нужно гораздо больше времени, и в этом они явно проигрывают формату магазинов «у дома» и электронной коммерции.

Отсутствие дефицита. Поведение покупателей изменилось: они предпочитают ходить в магазины чаще, покупая при этом понемногу. В ситуации, когда полки магазинов ломятся от изобилия продуктов, нет смысла закупаться впрок. Свежую выпечку, полуфабрикаты, фрукты и овощи всегда можно купить в магазине рядом с домом.

Онлайн-торговля. E-commerce в разных вариантах развивают сегодня многие ритейлеры. Однако наиболее заметный игрок в этой нише – онлайн-магазин «Утконос», который является лидером online grocery с долей 44,3% и большим отрывом от конкурентов. Большинство современных подростков буквально живут в своих гаджетах, и через 10 лет именно они будут диктовать правила игры ритейлерам, которым придется активно развиваться в онлайне.

Спрос на готовую еду. Около 10% россиян заказывают готовую еду на дом, в Европе эта цифра в 3 раза больше, а в США – уже не готовят самостоятельно около половины жителей. Эксперты отмечают, что, учитывая растущую популярность таких компаний, как «Яндекс.Еда» и Delivery Club, эта ниша также будет влиять на продажи ритейлеров.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?