Войти
Как и почему работают мерчандайзеры в «нерабочие» дни

С выходом указа президента об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочими днями возникло множество вопросов. На прошлой неделе все ждали разъяснения относительно сфер деятельности организаций, к которым относится данный указ и как оплачивать работу персонала в эти дни. Но уже в воскресенье 29 марта появились новые вводные: людям запрещено перемещаться по Москве без рабочей необходимости. За нарушение данного требования предусмотрена административная ответственность. Разбираемся, как сложившаяся ситуация влияет на работу мерчандайзеров.

Потребность рынка – удовлетворять потребности населения в FMCG-товарах

По мере обострения ситуации с коронавирусом в России, как и в других странах, меняется покупательское поведение. Одновременно с ростом онлайн-продаж наблюдается рост покупок и в офлайне. Согласно данным Nielsen и Gfk, вырос спрос на товары с длительным сроком хранения, средства для гигиены и здоровья, эти товарные категории демонстрируют более чем 300%-ный рост. Чтобы справиться c ростом спроса, компании увеличили объемы заказов у поставщиков. Например, METRO сообщает, что их пришлось повысить более чем в пять раз.

FMCG (товары с быстрой оборачиваемостью) на сегодняшний день самый подвижный сектор, в котором цепочка поставки товара от производства до покупателя не должна нарушаться. Большую роль в бесперебойности всех процессов играет человеческий ресурс, который задействован в процессе доставки, упаковки и выкладки товара.

Сегодня мерчандайзеры, упаковщики и комплектовщики стали важным ресурсом для любого ритейла – как в онлайн, так и в офлайн. Без их участия товар будет задерживаться на складе, а полки – пустовать.

Комментарии юристов

После публикации уточнений и разъяснений Минтруда к указу президента о нерабочих днях ситуация выглядит следующим образом.

• Объявление нерабочих дней не распространяется на работников организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, а также организаций, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги, а также организаций торговли.

• Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере.

Как персонал, участвующий в обеспечении населения продуктами питания и товарами первой необходимости, мерчандайзеры продолжают работать.

Безопасность здоровья персонала 

В условиях эпидемии ритейлеры и мерчандайзинговые агентства стремятся обеспечить сотрудников средствами защиты, такими как перчатки, маски, а также санитайзерами. Средств защиты нужно не просто много, а очень много (по опыту китайских коллег рекомендуется держать запас на 2 месяца). Но официальная закупка в необходимом объеме оказалась невозможной для всех участников рынка. Маски стоимостью 80 копеек перекупщики продают по 30-50-80 руб.

Таким образом, бизнес оказался в условиях незащищенности, как физической так и правовой.

Что делать работодателям

• Подключать юридические службы для формирования допусков мерчандайзеров в торговые точки. Важно показать связь между производителем и ритейлером, обеспечить сотрудников соответствующими документами (например, справки, которые подтверждают работу сотрудника на нужды конкретной торговой точки).

• Контролировать состояние здоровья сотрудников. К работе допускается только персонал в удовлетворительном состоянии – без повышенной температуры, без симптомов ОРВИ, без жалоб на самочувствие.

• Договориться с сотрудниками о возмещении расходов на покупку ими средств индивидуальной защиты. Поддерживать информационно, давать рекомендации по их использованию. Это, к сожалению, единственный выход при отсутствии возможности централизованной закупки средств защиты.

• Дать сотрудникам возможность взять выходной или оформить больничный лист, согласно нормативам трудового законодательства.

Сколько продлятся нерабочие дни в Москве и России, пока неизвестно. Главное сейчас – наладить работу ритейла в соответствии с новыми коронавирусными реалиями, в числе которых не только возросший спрос, но и нехватка рабочих рук.

И объединять усилия, чтобы эффективно организовать работу персонала в условиях ограничений на перемещения, защитить себя и сотрудников физически и юридически.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...