В декабре прошлого года депутатами Госдумы Андреем Луговым (партия ЛДПР) и Владимиром Парахином (партия «Справедливая Россия») был предложен законопроект, предполагающий введение НДС для иностранных компаний, предоставляющих электронные услуги на территории РФ. Уже тогда говорилось о том, что трансформация законопроекта в действующий закон весьма вероятна. Поэтому никто не был удивлен, когда на этой неделе профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предложил принять законопроект в первом чтении.
Документ сразу вызвал сильный резонанс в российской «электронной» среде. По словам председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, на настоящий момент условия электронной деятельности иностранных и отечественных компаний не равны вследствие того, что первые НДС не платят, а вторые обязаны уплатить налог в казну РФ. Поэтому принятие законопроекта должно устранить неравенство.
Но с его мнением согласны были далеко не все. Так, глава одной из отечественных компаний по разработке компьютерных игр, утверждал, что для того, чтобы помочь российским предпринимателям, необходимо не только ввести НДС для иностранных компаний, но и упразднить социальный налог. Отечественные фирмы, задействованные в секторе e-commerce, не могут позволить себе существенно повысить стоимость предлагаемых товаров и услуг – в условиях кризиса покупатели потеряли значительный процент своей платежеспособности и просто не смогут платить более высокую цену. Потому многие из российских «электронных» компаний вынуждены были осуществлять продажи через иностранные контенты, которые не обязаны были платить НДС, что помогало снизить издержки, включаемые в конечную стоимость продукта. В случае принятия законопроекта, российские компании будут лишены такой возможности.
В подобном ключе высказывался и ведущий аналитик РАЭК (Российская ассоциация электронных компаний, включающая более 100 участников) Карен Казарян. По его мнению, чтобы создать равные условия для иностранных и отечественных игроков рынка электронной коммерции нужно одновременно с введением НДС для первых, отметить НДС для вторых.
После того, как думский комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, дал рекомендацию принять документ в первом чтении, РАЭК посчитала нужным еще раз и более подробно обозначить свою позицию по-поводу законопроекта. В своем официальном заявлении на собственном сайте РАЭК говорит о том, что финансовое значение законопроекта сильно преувеличено, а вот последствия для ценообразования, наоборот, недооценены. В Госдуме считают, что введение НДС принесет казне 52,8 млрд.рублей за год. Но члены ассоциации не согласны с данной цифрой. А вот на российском электронном бизнесе введение НДС скажется отрицательно, т.к. увеличит налоговую нагрузку и на отечественные компании, которые вынуждены будут переложить ее «на плечи» потребителей.
Редакция Merchandising.ru