Войти
Рынок FMCG-товаров в 2024 году. Часть 1
Источник: Freepik, NielsenIQ
Исследования

Прошлый год для ретейла прошел под знаменем стабилизации. Спрос на продукты восстанавливался, покупательский оптимизм рос, а на полках появились новые бренды. Рынок FMCG-товаров стойко справился со многими вызовами. Что стоит ждать от 2024 года? И какие новые тренды можно проследить уже сейчас? На этот вопрос ответили аналитики NielsenIQ.  


СТМ это не только эконом, но и средний, и премиальный сегменты

СТМ продолжают развиваться. Эксперты говорили об этом огромное количество раз. Но сейчас собственные бренды меняются не только количественно, но и качественно. 

СТМ всегда ассоциировались с бюджетными продуктами «первой цены». Сейчас они начинают все чаще замещать товары из более высоких ценовых сегментов. Во многих крупных сетях значительно растет доля продаж СТМ среднего и премиального уровней в различных категориях: колбасные изделия, мягкие сыры, замороженные фрукты и овощи, кулинария и пр. 

Отдельного упоминания, конечно, заслуживает «ВкусВилл». Это уникальный кейс. В этой сети под собственной маркой реализуется более 95 % ассортимента. Едва ли можно увидеть продукты бюджетного ценового сегмента на полках этого магазина. А чувствует он себя при этом прекрасно. 

Аналитики дают прогноз: активное развитие СТМ среднего и премиального ценовых сегментов должно продолжиться на протяжении всего года. Почему так происходит?


Покупатель готов тратить деньги

В прошлом году отмечен рост реальных располагаемых доходов россиян. Индекс покупательского оптимизма достиг высокого уровня.

Сегодня 60 % респондентов говорят о том, что готовы тратить больше денег на товары повседневного спроса. Конечно, отчасти в этом виновата инфляция, но и трансформацию покупательских привычек со счетов списывать не стоит. 20 % россиян стали покупать привычные товары чаще. Примерно столько же опрошенных заявили, что начали больше тратить деньги на новые для себя продукты. 


Расположенность к покупке российских товаров

В прошлом году было найдено большое количество новых каналов импорта.  На замену ушедшим в 2022 году компаниям пришли новые игроки.  И, несмотря на это, лояльность покупателей к товарам отечественного производства продолжает расти. 

На полках магазинов появляется огромное количество новых российских брендов. 65 % потребителей заметили, что продуктов отечественного производства стало больше, четверть опрошенных сознательно отдают предпочтение таким товарам. 

Многие российские бренды показали колоссальный рост и застолбили за собой места ушедших иностранных гигантов.


Регионы не намерены останавливаться 

В прошлом году восстановление FMCG-рынка произошло во многом благодаря бурному развитию спроса в регионах. В среднем темп роста натуральных продаж по федеральным округам превысил в два раза значения в Центральном ФО. 

Тенденция продолжается — в регионах объемы продаж в значимых товарных категориях (алкоголь, прохладительные напитки, кондитерские изделия, молочные продукты) преимущественно растут, но если и снижаются, то не так сильно, как в Москве и Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что повышение доходов россиян во многих федеральных округах действительно транслируется в продуктовый ретейл. И производители должны это учитывать. 

photo_2024-05-23 14.54.42.jpeg

В каждом округе много субъектов 

Зачастую обстановка в регионах неоднородна — в отдельных субъектах мы  можем наблюдать статистику, которая будет отличаться от обстановки в федеральном округе в целом. 

Любопытный пример, по всей России темпы роста натуральных продаж газированных напитков составляют 5 %. В Приволжском федеральном округе статистика выше — 12 %. В то же время республике Башкортостан рост в 4 раза превышает показатель по стране — 20 %. Уровень спроса на отдельные группы товаров в разных субъектах может в 2-3 раза отличаться от показателей по федеральному округу. 


У каждого региона могут быть свои герои

В разных регионах любят разные бренды. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах популярны одни марки пастеризованного молока, колбас, сладостей и других продуктов. В Южном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном округах в топ-3 входят совершенно другие бренды.

photo_2024-05-23 14.53.33.jpeg

Вторую часть материала об исследовании NielsenIQ читайте на нашем портале в ближайшее время 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

31.мая.2024
Трансформации долгоиграющих трендов и новые перспективы
27.мая.2024
Ежегодное исследование портала Merchandising.ru совместно с Ассоциацией АМА
17.мая.2024
Рейтинг лучших FMCG-брендов на российском рынке от NTech