Каждый год, а иногда и не один раз в год, мы возвращаемся к размышлениям о том, как будет развиваться рынок ритейла, какими трендами будут определяться перемены на нем, и каким предстанет перед нами «магазин будущего».
Онлайн и офлайн – вместе, а не врозь
Можно сколько угодно фантазировать на тему «все операции будут автоматизированы, а людей заменят роботы», но нельзя игнорировать, что определяющим фактором развития нового ритейла будет умение искусно совмещать сильные стороны традиционного шопинга в офлайне с элементами онлайн-бизнеса. На выбор покупателя будут влиять, разумеется, факторы прагматичные: цена, быстрота и удобство получения информации о товаре, возможность общаться с консультантами, дополнительные сервисы (технологии нам в помощь). Но не менее важны будут эмоции — уровень комфорта и удовольствия от шопинга, возможность выполнить привычные шопинг-ритуалы, потребность в визуальном и тактильном контакте с товаром.
Комбинируйте пространство магазина с информационным и торговым пространством в интернете, дайте покупателю то, чего ему недостает, в офлайне – ранжирование товаров по цене, выборку наиболее популярных товаров, подробную интерактивную информацию, понятную навигацию по магазину, специальные персональные предложения и многое другое – и он даст новый шанс ритейлу!
Все под контролем
Итак, что же нас ждет в будущем. Эксперты отрасли утверждают, что неизбежным станет отслеживание пути и поведения покупателя внутри магазина, и всё это с целью персонализации обращения к клиенту. Трекинг перемещений покупателя, составление тепловых карт, характеризующих поведение покупателей и интерес к тем или иным товарам/брендам, коммуникация по принципу «здесь и сейчас» путем отправки маркетинговых сообщений о товаре, который оказался в поле зрения потребителя, и т.п. – всё это ожидает нас в самом ближайшем будущем, и соответствующие технологии уже существуют (см., например, материал о биконах - небольших устройствах, позволяющих передавать информацию из сети Интернет в офлайн-пространство, обращаясь напрямую к потребителю через Bluetooth на его смартфоне).
Биконы – наше электронное будущее
http://www.merchandising.ru/news/bikony-nashe-elektronnoe-budushchee
Виртуальная реальность
По-прежнему для российского покупателя представляется футуристичным пример корейского супермаркета в метро Сеула (Tesco Home Plus). Подумать только: товар можно выбрать на сенсорном табло прямо в вестибюле метро (то есть виртуально), а к твоему приезду домой он будет уже доставлен, то есть совершенно реален. Удобно, практично, широкого тиражирования этого решения в Европе мы пока не наблюдаем, однако оно явно эволюционирует.
Так, например, с лета 2013 года по всему Китаю на пустырях и прочих открытых площадках городов открылась тысяча виртуальных магазинов сети Yihaodian. Увидеть их и товары, там продающиеся, можно исключительно через камеру мобильного телефона. Чтобы совершить покупку, нужно прикоснуться к продукту на сенсорном экране. И через некоторое время он будет доставлен домой покупателю.
Кроме того, ритейлеров и разработчиков мучает вопрос: как использовать подобные технологии при продаже одежды и обуви? Ведь в данном случае очень важно мерить, сравнивать, сочетать и т.п., то есть находиться в реальности. И тут на выручку приходит реальность виртуальная.
Еще в 2005 году Компания Intellifit создала киоск в аэропорту Филадельфии, где с покупателя в течение 10 секунд снимались мерки (более 200 000 параметров), исходя из которых, подбирались фасоны и размеры одежды из базы данных известных брендов. В настоящее время такие виртуально-реальные примерочные вполне распространены в Европе.
Например, французский торговый центр Klepierre «доработал» эту идею и внедрил у себя чудо-зеркала (очень напоминает привычные для нас планшеты), подбирающие для клиенток модные луки. Инфракрасные лучи специальной камеры мгновенно считывают все параметры вошедшего: рост, цветотип, комплекцию и пол. Затем по этим данным программа подбирает индивидуальное предложение, состоящее из модных брендов, выводит его на зеркала-экраны, вы отмечаете приглянувшиеся вам вещи – и вуаля: для вас проложен курс к нужным магазинам торгового центра.
Подробнее см. статью про Inspiration Corridor («коридор вдохновения»)
http://www.merchandising.ru/news/svet-moi-zerkaltse-skazhi
Один из вариантов виртуальной примерочной – так называемое «умное зеркало». Например, несколько лет назад устройство Tweet Mirror было установлено в Вестфилдском торговом центре в Лондоне. Зеркало оснащено HD-камерой и выходом в Интернет, способно сделать фотографии покупателя, примерившего одежду, и отправить фото на его странички в социальных сетях, чтобы друзья помогли оценить лук и сделать выбор. Подобные зеркала вполне активно используют косметические бренды, такие как L'Oreal Paris, Maybelline, Garnier, Madina Milan и Shiseido.
Цифровые технологии в ритейле
http://www.merchandising.ru/publications/tsifrovye-tekhnologii-v-riteile
Роботы на службе у ритейла
На фоне примеров использования цифровых технологий для создания дополненной или виртуальной реальности, роботизация в ритейле не кажется таким уж впечатляющим событием, однако это тоже «примета будущего» – роботы проникают в ритейл.
Например, роботы-продавцы уже поступили на службу в магазин Lowe’sOrchard Supply Hardware Co. (Сан-Хосе, Калифорния, США), в котором продаются инструменты и садовый инвентарь. Два агрегата под именем OSHbot и стоимостью по $50 000 каждый, являют собой пластиковые тумбы высотой 1,5 м, передвигаются на колёсном ходу и несут на борту компьютеры, системы распознавания речи, сканеры товаров и средства навигации. Они легко подскажут посетителям, где найти тот или иной товар и каково его количество. В движении они ни с кем и ни с чем не сталкиваются. Ночью, в нерабочие часы магазина, они барражируют торговый зал, выявляя отсутствующие на полках товары и обновляя содержимое своей памяти.
Новые технологии, новые идеи, новый подход к коммуникации с покупателем. Все это неизбежно меняет картину настоящего ритейла и очерчивает его будущие перспективы, и они становятся все определеннее.
Редакция Merchandising.ru