В России постепенно отменяют ограничения, введенные из-за пандемии. Люди получили возможность беспрепятственно передвигаться, открываются непродовольственные магазины и торговые центры. О том, насколько изменилось потребительское поведение за время карантина, и сохранит ли новые привычки российский потребитель, порталу рассказали эксперты агентства Ace Target.
Помимо очевидных процессов, связанных с сокращением доходов населения и перетеканием шопинга в онлайн, пандемия принесла и другие интересные явления в потребительском поведении, которые важно учитывать участникам рынка.
Можно выделить такие наметившиеся тренды и проследить за их судьбой в ближайшие месяцы.
Еще больше покупок онлайн
Из-за пандемии люди начали заказывать в сети не только одежду и электронику, а буквально все, включая товары повседневного спроса и продукты. Например, маркетплейс Wildberries сообщил, что продажи непродовольственных товаров выросли на 80% по сравнению с февралем, а продуктов – на 105%.
Часть игроков онлайн-ритейла отмечают, что после снятия ограничений основная часть потребителей все же возвращается к совершению покупок продуктов традиционным способом – в офлайновых магазинах. Но непродовольственные товары (обувь и одежда, товары для дома, зоотовары, техника и др.) все-таки предпочитают приобретать онлайн.
«Волну кризиса смогли оседлать новые игроки рынка онлайн. Онлайн-продажи стремительно росли у СберМаркета, Яндекс.Лавки, Самоката. Утконос сохранил лидерство по сумме среднего чека, но уже уступает в своем сегменте Х5. Даже Wildberries преуспел в новых для себя продажах товаров повседневного спроса», – говорит Александр Царев, креативный директор Ace Target.
Больше возрастных онлайн-покупателей
Впервые за историю интернета к числу перспективных, с точки зрения онлайн-продаж, эксперты отнесли потребителей в возрасте 45-60 лет. В связи с этим прекрасные перспективы открываются для интернет-торговли лекарствами. Не в последнюю очередь благодаря своевременным корректировкам законодательства сегмент e-pharma получил новый импульс для развития, и сейчас онлайн-продажи фармпрепаратов обеспечивают оборот, сопоставимый с показателями лидирующих категорий FMCG.
Покупки впрок и большими упаковками
До пандемии люди ходили в магазины «у дома» ежедневно и не делали запасов впрок. Теперь же частота визитов сократилась, потребители начали покупать про запас. Они проводят в магазинах минимальное количество времени, делая в основном запланированные покупки. Запасливое поведение может негативно отразиться на маленьких форматах упаковки, поскольку люди предпочитают им большие: чтобы надолго хватило.
ЗОЖ отступает в тень
Раньше покупатели активно изучали рынок в поисках натуральной и полезной продукции, посещали новые форматы эко-маркетов, лавки с фермерским ассортиментом, они готовы были переплачивать за качество и экологичность. Теперь же больше 40% россиян говорят, что им сложно соблюдать привычный режим питания и вести здоровый образ жизни, они пытаются «заесть» стресс. По данным Nielsen, резко выросли продажи конфет, шоколада, чипсов, соленых закусок. Меньше всего продавалось йогуртов и смузи.
В то же время исследования показывают, что современные покупатели озабочены вопросами здоровья и укрепления иммунитета даже больше, чем раньше. Поэтому спад в категории ЗОЖ вряд ли будет затяжным.
Экономичное потребление
За время самоизоляции одни потеряли работу, у других – ощутимо снизился доход. Покупатели начали экономить: по истечению 1,5 месяцев самоизоляции россияне стали тратить на 30% меньше по сравнению с февралем. При этом почти половину средств россияне тратят на еду. В ближайшем будущем ритейлу придется иметь дело с новыми привычками и запросами потребителей. Пока в сознании живет страх заразиться, люди будут максимально сокращать время пребывания в магазинах и количество визитов, отдавать предпочтение онлайн-покупкам, делать запасы впрок и при этом экономить, учитывая рост цен и снижение доходов.
Редакция Merchandising.ru