Войти
Курьер / Доставка
Статьи

После того как взрывной рост онлайн-заказов утих, ритейлеры направили свои усилия на развитие экспресс-доставки. Оказалось, что потребителю важно не просто купить и получить заказ, а сделать это быстро. Так, в сегменте появились новые игроки из числа крупных сетевых ритейлеров.

Экспресс-доставка – это способ совершения покупки, который удовлетворяет потребность покупателя получить товар «здесь и сейчас». В отличие от закупок впрок, с которыми имеют дело привычные интернет магазины, экспресс-доставка заменяет поход в ближайший магазин у дома «за хлебом» (или за сметаной к супу).

В целом, под определение «экспресс» попадают все заказы с доставкой в течение дня, но есть продавцы, которые готовы привезти заказ в течение 60-90 минут. А некоторые сумели довести скорость выполнения заказа до 15-30 минут – например, «Яндекс.Лавка» и «Самокат».

Как работают лидеры рынка

Экспресс-доставка наиболее востребована и, как следствие, более развита в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Лидерами этого рынка благодаря столичной экспансии стали компании «Яндекс. Лавка» и «Самокат».

«Яндекс. Лавка» появилась на рынке Москвы в 2019 году. Это магазин продуктов, готовой еды, наборов для приготовления блюд и хозтоваров. Работает только с доставкой, время получения заказа — 15 минут.
«Мы — это самый быстрый способ поесть. Заказать и получить продукты в «Яндекс. Лавке» можно быстрее, чем одеться и дойти до ближайшего магазина», — отмечают в компании.

Логистика «Яндекс. Лавки» сформирована так: в Москве и Санкт-Петербурге склады с товарами располагают таким образом, чтобы курьер мог добраться на велосипеде до самого отдаленного заказа за 7 минут. Минимальной суммы заказа нет, средний чек составляет 700 рублей. Стоимость доставки зависит от суммы в чеке и времени доставки.

В середине мая 2020 года компания объявила о круглосуточной доставке товаров. После полуночи активируется раздел «Бессонница» с энергетиками, кофе, закусками для вечеринок и ингредиентами для коктейлей. На круглосуточный режим уже перешли 9 точек «Яндекс. Лавки» в Москве и области.

Сервис экспресс-доставки «Самокат» был основан в 2018 году в северной столице. Сначала он получила название «Магазинчик», но после был переименован. Сейчас компания работает в Москве и Санкт-Петербурге.

«Доставляем еду за 15 минут. Цены и выбор, как в магазине у дома. Доставка всегда бесплатная, заказывайте хоть шоколадку», — гласит баннер на главной странице сайта сервиса «Самокат».

По данным генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в апреле «Яндекс.Лавка» впервые обошла «Самокат» по обороту и размеру среднего чека (на 150 рублей выше, чем у конкурента).

По подсчетам агентства, в 2020 году 95% рынка с «Яндекс.Лавкой» и «Самокатом» разделят «ВкусВилл» и Х5 Retail Group, а сегмент покажет динамичный рост за переделами двух столиц.

Сетевой ритейл ускоряет доставку

Еще в 2019 году скорость доставки «на последней миле» стала поводом для соперничества интернет-продавцов, сервисов, доставляющих покупки из сетевых магазинов (таких как METRO Cash & Carry, «Перекресток», «ВкусВилл», «Лента», «Азбука Вкуса») и служб доставки готовой еды.

Однако с приходом пандемии в марте-апреле 2020 года нагрузка на интернет-магазины выросла в 20 раз. На удовлетворение спроса осевших дома покупателей были брошены силы всех ритейлеров и сервисов. Чтобы оптимизировать процесс и экономить время, продавцы подняли суммы минимальных заказов, отказались от согласования замен, сроки доставки были увеличены до недели.

Но со временем спрос на большие заказы впрок стал спадать и в Сети. Интернет-продавцы вернулись к привычному режиму работы, а для поддержания покупательской лояльности стали работать над экспресс-доставкой.

• «Перекресток» ускорил доставку по Москве, запустив сервис «Перекресток. Быстро». Потребители стали получать свои заказы в течение 1-2 часов.

• «Пятерочка» организовала доставку продуктов до квартир петербуржцев. С одной стороны, это помогло гражданам соблюдать режим самоизоляции, а с другой, ритейлер в сложных экономических условиях сохранил лояльных покупателей.

• «Лента» запустила в Московском регионе сервис экспресс-доставки за 15 минут «Ленточка», а «ВкусВилл» гарантирует доставку продуктов по Москве в течение 30-40 минут.

• Появился сервис «Когда еда?» (работает только в Москве и Санкт-Петербурге), который помогает увидеть, какие службы экспресс-доставки работают по конкретному адресу и сделать заказ у нужной компании.

На рынок экспресс-доставки выходит и непродуктовый ритейл. Так, «М.Видео» и «Эльдорадо» запустили быструю доставку на такси. Водители и курьеры Gett Delivery и Яндекс.Такси доставят покупателям онлайн-заказы весом до 20 кг в течение двух часов.

Многократный рост рынка

«Infoline-Аналитика» в своем отчете сообщает: в 2020 году рынок экспресс-доставки продуктов вырастет до 30 млрд рублей (в 2019-м — 700 млн рублей). В прошлом году весь рынок онлайн-продаж товаров FMCG-сегмента составил 40 млрд рулей, а по итогам 2020-го достигнет отметки в 135 млрд рублей. И не последнюю роль в этом, по мнению экспертов, сыграет развивающийся и перспективный рынок экспресс-доставки, который в кризисное время стал развиваться в геометрической прогрессии, привлекая все больше новых участников.

Редакция Merchandising.ru


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

27.фев.2024
О перспективах ИИ в сфере мерчандайзинга
19.фев.2024
Своим опытом, как выводить новые товары в ретейл, поделился Андрей Ясюкевич, управляющий партнер агентства «Планограмма»
16.фев.2024
На этот вопрос постарались ответить участники встречи Ассоциации мерчандайзинговых агентств (АМА)