Эксперты рынка мерчандайзинга обсудили ключевые вопросы, волнующие производителей товаров:
-
какие тенденции наблюдаются в секторе сейчас и чего стоит ожидать в 2024 году
-
какую стратегию продвижения продукта стоит выбрать в условиях переходного периода в экономике страны
-
как определить стоимость мерчандайзинга и эффективность используемых инструментов
Екатерина Ивашкевич, операционный директор проекта индикатора Salary Index, представила участникам вебинара аналитику по ключевым профайлам торговой отрасли. Самыми высокооплачиваемыми вакансиями были названы вакансии курьера и водителя-экспедитора. Спрос на них со стороны работодателей оставался высоким в течение всего 2023 года, о чем свидетельствует повышение заработной платы по данным профайлам во всех регионах РФ.
Оплата услуг мерчандайзера также повышалась по всей России, за исключением Москвы. В столице уровень зарплаты практически не изменился. Это значит, что спрос на вакансию соответствует её предложению на рынке.
Продавец-консультант оказался самым популярным профайлом среди сотрудников с точки зрения престижа. Зарплата продавца изменялась в 2023 году неравномерно: в половине округов произошел рост, в половине - падение. По вакансии кассира наблюдается высокая ротация, потому и спрос на нее превышает предложение, а зарплата постоянно растет.
По мнению Екатерины, в 2024 году дефицит кадров не исчезнет. Что может сделать работодатель в таких условиях:
-
использовать технологии автоматизации процессов для сокращения необходимости в человеческом ресурсе
-
изменить подход к характеристикам сотрудника, соответствующим конкретной должности
-
собирать обратную связь от полевого персонала для определения индекса удовлетворенности
-
формировать привлекательный HR-бренд
-
уделять больше внимания адаптации и мотивации сотрудников
Елена Кузина, руководитель отдела аутсорсинга торговых команд “Градус”, рассказала об основных трендах в мерчандайзинге, обозначила ключевые ориентиры в выборе стратегии продвижения, а также подходы к оценке её эффективности.
Характерными тенденциями для мерчандайзинга в 2023 году, которые получат развитие и в 2024 году, являются:
-
эмоциональность, во многом определяющая желание покупателей посещать торговые точки офлайн
-
экологичность, которую потребителям важно видеть не только в составе продукта, но и в его оформлении
-
геймификация, как один из дополнительных способов взаимодействия с товаром перед покупкой
-
омниканальность, создающая бесшовный покупательский опыт
-
креатив, выделяющий товар среди огромного многообразия продуктов в каждой категории
Почему в стратегию продвижения товара необходимо включать услуги мерчандайзинга? Работа мерчандайзера в торговой точке дает дополнительные возможности по:
-
оперативному заполнению полки и расширению представленности товара
-
контролю товарного запаса и сроков годности
-
снижению OOS
-
увеличению ассортимента продукции в торговой сети
-
росту количества договоренностей о ДМП
Но какую все-таки стоит выбрать механику для достижения максимального результата - эксклюзив или совмещенку? Здесь следует учитывать главное различие между стратегиями: в эксклюзивном мерчандайзинге все инструменты подбираются и “калибруются” индивидуально под бренд (SFA, KPI, АП и т.д.), в совмещенном мерчандайзинге предлагаются уже готовые решения, из-за чего стоимость услуги оказывается ниже. Ключевая рекомендация для производителей - комбинирование эксклюзива и совмещенки.
В вопросе оценки эффективности мерчандазинга Елена порекомендовала применять комплексный подход, включающий аналитику BigData, данных SFA-системы и классического мерчандайзинга. При этом следует учитывать показатели сбыта, внутреннюю и внешнюю информацию, количественные показатели. А в качестве основных показателей эффективности брать: долю полки, планограмму, OOS, процент покрытия АП.
Марианна Двойникова, руководитель отдела развития "Дата маркетинг", на практических кейсах показала, почему отечественному производителю нужен мерчандайзинг.
В 2023 году на российском рынке работали 3 категории производителей:
-
с российским производством, но международным брендом
-
с российским производством и адаптированным брендом
-
с российским производством и российским брендом
Независимо от того, к какой из этих категорий относится производитель, каждому следует ориентироваться в маркетинговой стратегии на проработку 7P (Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical environment). Упущение даже по одному из пунктов может привести к отсутствию результата от мерчандайзинга в целом. В ином случае можно достичь очень высоких показателей. Для сравнения Марианна привела статистику прироста продаж по продукту в один и тот же промежуток времени, который произошел естественным образом и с использованием мерчандайзинга. Средний показатель в первом случае был равен 88 %, а во втором - 206 %.
Ссылка на запись мероприятия