Войти
Мерчандайзинг в период карантина: круглый стол участников рынка

6 апреля прошел круглый стол, организованный трейд-маркетинговым агентством ITM Group для обсуждения актуальных вопросов, связанных с работой мерчандайзеров в условиях карантина.

Участие в нем приняли представители HR, кадровых и юридических служб компаний, менеджеры, отвечающие за реализацию мерчандайзинговых проектов.

Основные темы вебинара

Разрешено ли полевым сотрудникам работать в торговых сетях в период карантина?

Юридически выход мерчандайзеров на работу может быть обоснован тем, что они работают в организации, обеспечивающей население продуктами питания и товаров первой необходимости или осуществляющей неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Торговые сети ужесточили допуск мерчандайзеров в торговые точки, однако многие ритейлеры снимают этот запрет, так как понимают, что не справляются с возросшей на персонал нагрузкой и товар не успевает попадать со склада на полки торгового зала. В таких условиях «приходящий» мерчандайзер становится дополнительными руками и полезным помощником.

Также допуск полевых сотрудников в торговые точки усложняется тем, что у многих сотрудников не хватает средств индивидуальной защиты. Роспотребнадзор предписывает снабдить сотрудников такими средствами защиты, как маски, перчатки, санитайзеры. Работодатель обязан либо обеспечить сотрудников ими, либо компенсировать расходы на их приобретение. Пока большинство мерчандайзинговых агентств предпочитают второй вариант, в связи с тем, что организовать централизованную закупку невозможно (на рынке властвуют перекупщики, сроки поставки заказов увеличились, наблюдается обоснованный дефицит этих товаров и необоснованный рост цен на них).

Что делать с выкладкой товаров, которые не относятся к группе социально значимых?

По клиентам, товары которых не попадают в категорию социально-значимых, вариантов, по сути, два: заморозить проекты или перейти на совмещенный мерчандайзинг (например, мерчандайзер может совмещать выкладку своего товара (пиво) и социально значимого (зубная паста и щетки)).

Большинство участников круглого стола высказались за совмещение как временный выход из ситуации, хотя все отметили, что при совмещенной схеме работы нужно проработать механизмы контроля (SFA-решения, трекинг и т.д.).

Как оплачиваются нерабочие дни?

«Отпустить и оплатить» (то есть предоставить сотрудникам оплачиваемые нерабочие дни) – путь, который большинство компаний приведет в финансовый тупик. Поэтому те организации, работа которых может быть юридически обоснована, продолжают это делать.

К сожалению, ряд ограничений мешает делать это эффективно, да и со стороны сотрудников встречается сопротивление.

Как работодателю избежать дополнительных издержек, соблюдая законодательство?

▪ Сотрудник может оформить больничный – в связи с болезнью или по требованию о соблюдении карантина, если он контактировал с заболевшим.

▪ Перевод на удаленную работу – по допсоглашению к трудовому договору. Если работник против удаленки, заставить его нельзя, но и сотрудник не может остаться дома, если работодатель считает, что в данном случае не применим удаленный режим.

▪ Перевод работников на иной режим работы – например, неполный рабочий день

▪ Вынужденный простой, когда сотрудник хочет, но не может выполнять свою работу (нет условий для этого) – это повод официально сократить выплаты сотруднику, но по факту скорректировать рабочую нагрузку проще, чем найти основание оформить простой.

Например, в Краснодаре общественный транспорт работает только с 6 до 9 часов утром и с 17 до 20 часов вечером. То есть мерчадайзеры не имеют возможности перемещаться в течение дня между торговыми точками и выполнять свою работу в полном объеме. Чтобы обосновать такую ситуацию как простой в работе, требуется ряд документов, в частности, справка из Минтранса. Задача работодателя в такой ситуации – максимально сократить издержки за счет изменения маршрута и использования совмещенного мерчандайзинга.

Как с помощью ботов можно обеспечить персонал необходимыми документами?

Чат-боты – современный канал коммуникации с сотрудниками, который в период эпидемии позволяет в автоматическом режиме информировать сотрудников о мерах безопасности и собирать важную информацию, например, количество сотрудников вышедших на работу или заболевших. А также сообщать мерчандайзерам, в какие торговые точки нет доступа (благодаря функции геолокации и отчетам сотрудников).

Также с помощью чат-бота в автоматическом режиме можно оформлять сотрудникам справки, подтверждающие рабочую необходимость перемещения в условиях карантина и самоизоляции. Данная функция сокращает время на сбор данных от сотрудников и упрощает процесс выдачи справок.

Механизмы поддержки персонала во время карантина

Для сотрудников, оказавшихся «разобщенными» из-за удаленного режима работы важно поддерживать связь. Для этого используются возможности конференц- и видеосвязи – WhatsApp, Skype, Zoom, а также корпоративные ресурсы –например, обучающая платформа Giraffa, которая позволяет обмениваться личной информацией и найти полезный контент как для самих сотрудников, так и для их детей.

Большая роль в коммуникациях отводится поддержке и вопросам безопасности в период карантина.

Основные факторы, которые влияют на успешность работы мерчандайзинговых агентств и их сотрудников в нынешней ситуации, – это гибкость и лояльность друг к другу. Важно правильно оценивать ситуацию по каждому проекту и торговой точке и находить компромисс, а не унифицированное решение.

Не менее важна и готовность работодателей, сотрудников и ритейла договариваться – будь то вопрос переноса оплачиваемого отпуска на более благополучный период, или вопрос допуска «внештатного» мерчандайзера в торговые точки.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...