Войти
Итоги 2015 - ориентиры 2016

О том, что 2015 год стал революционным для России во многих сферах, ясно без пояснений. А революция - это, прежде всего, серьезные изменения в привычном укладе. Подведем краткое резюме по интересующим нас направлениям и на его основе нащупаем курс, выбранный участниками российского рынка в сложившихся условиях.

Наибольшее волнение традиционно вызывает сектор продуктовой розницы. Есть товары, без которых потребитель может спокойно прожить, и продукты питания не относятся к этой группе. В 2015-ом году рост цен на продукты составил от 15 до 50%. Высокое колебание показателя связано с различными политическими и экономическими рамками, которые усердно расставил ушедший год. Запрет на импорт определенных продуктов из Европы и США, девальвация рубля, жесткое ограничение любых контактов с Турцией - всё это повлияло на состояние магазинных полок и стоимость урезанного ассортимента. А в совокупности с ярко выраженным снижением покупательской способности привело к сокращению оборота торговли на 11,5%.

Покупатели уменьшили свои расходы за счет снижения спроса на мясо, рыбу, морепродукты, яйца, молочную продукцию, кофе, чай и растительное масло. На хлеб, макаронные изделия и каши спрос несколько вырос, но не перекрыл падения на другие виды продуктов.

Основной тенденцией в продуктовой рознице стала массовая переориентация потребителя на дискаунтеры ("Магнит","Пятерочка" и т.п.), а соответственно, рост оборотов у подобных ритейлеров. В связи с этим многие продавцы в ближайшем будущем будут заняты пересмотром стратегии в целом, ценообразования и ассортимента - в частности.

Что касается непродовольственной розницы, то здесь падение оборота составило в среднем 15%. Кризис коснулся всех, начиная от "вещевых" ритейлеров, и заканчивая, таким, обычно, устойчивым, сектором электроники и бытовой техники. Нисколько не поправили положения новогодние праздники: и в период подготовки, и во время них самих обороты продолжали падать. Последствием 19%-го роста цен на данные товары стала существенная разница между процентом падения оборота, выраженного в натуральном виде и в денежном эквиваленте. Если говорить о последнем, то здесь оборот снизился на 6%.

Многие непродовольственные ритейлеры ушли с рынка, не выдержав жестких условий (среди БТиЭ - "Киберри","Телемакс" и т.д, среди одежды и обуви - New Look, Esprit, River Island и т.п.). Тем, кому удалось удержаться на плаву, пришлось изрядно потрудиться над оптимизацией расходов. Решению задачи способствовало сокращение торговых площадей.

Основным трендом в непродовольственном секторе стало активное развитие интернет-торговли. В связи с более низкими ценами в онлайн-магазинах, покупатели устремились на сетевые торговые площадки, пытаясь хотя бы немного сэкономить. За 2015-ый год рост товарного оборота-онлайн по направлению товаров повседневного спроса составил 54%, а в БТиЭ - 13%.

Одними из самых пострадавших участников рынка оказались туроператоры и авиакомпании. Помимо финансовых перипетий, сыграло роль табу на самые популярные направления для выезда за границу - Египет и Турцию. В секторе туризма ожидалось закрытие 30-50% туристических компаний, но в результате все 70% ушли с рынка. Те, кто остался, стараются развивать альтернативные малобюджетные направления для отдыха. Но многие россияне в принципе отказались от поездок и предпочитают делать накопления для покупок.

Низкая платежеспособность население и резкое сокращение заграничного потока серьезно повлияли на бизнес авиакомпаний. "Трансаэро" потерпела крах. И многие иностранные авиакомпании закрыли свои линии перелета в Россию. Остальным приходится сокращать маршрутную сеть и пересматривать ценовую политику.

По оценкам экспертов 2016-ый год принесет новые трудности. И тем, кто смог справиться с ситуацией в 2015-м, придется постараться в два раза больше для того, чтобы остаться в строю к 2017-му году.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...