И профессиональному сообществу, и простым покупателям очевидно, что на рынке ритейла произойдут большие и не самые позитивные перемены. Собрали тезисы выступления гендиректора INFOLine Ивана Федякова о том, какие факторы будут определять состояние рынка FMCG.
▪ Усугубляются проблемы с логистикой, возникшие еще в годы пандемии. Только теперь международные операторы не будут стремиться их решать: «грузы в Россию становятся токсичными», никому не хочется лишнего внимания к своим перевозкам под предлогом проверки соблюдения санкций.
▪ Дефицит товаров неизбежен. Во-первых, потому что в течение нескольких недель закончатся запасы на складах поставщиков. Во-вторых, из-за повышенного спроса, связанного с нарастающей тревогой населения по поводу обстановки и скачка цен.
▪ Ослабление рубля традиционно ведет к росту цен, которые никуда «не откатываются» даже при укреплении национальной валюты. На фоне финансовых проблем россиян, которые неизбежно возникнут: потеря работы и дохода из-за сокращения рабочих мест (в первую очередь в иностранных компаниях), закредитованность – покупательская способность упадет еще сильнее.
▪ Несмотря на прогресс в импортозамещении, который происходил под влиянием санкций с 2014 года, ни производители, ни ритейлеры к этому не готовы на 100%. То, что товар производится в России, не означает, что в цепочке производства не участвуют иностранные поставщики. В том числе и при производстве товаров, выпускаемых торговыми сетями под СТМ.
Те производители, которым удалось полностью локализовать производство в плане состава/рецептуры товаров, бизнес-процессов, упаковки и т.п., получат шанс занять рынок.
▪ Зарубежные компании, в том числе международные торговые сети, могут покинуть российский рынок, потому что сейчас гуманитарные ценности перекрывают финансовые интересы. И дело не только в том, что «им не нужны деньги», но и в том, что конечные покупатели по всему миру, для которых размер российского рынка сбыта не аргумент, могут сознательно бойкотировать товары, так или иначе связанные с Россией.
Если и сравнивать текущую экономическую ситуацию с другими кризисами, то ближе всего она к дефолту 1998 года. Только положение усугубляется тем, что на международное сотрудничество рассчитывать не приходится.