Главным трендом ушедшего года, по мнению экспертов NielsenIQ, стала стабилизация. Чем она обусловлена? Какие явления ее определяют? Что вообще входит в это понятие? А главное, сохранится ли намеченная тенденция в текущем году? Расскажем в нашем материале.
Покупательский спрос продолжает восстанавливаться
Категория FMCG (товары повседневного спроса) к концу 2023 года стабилизировалась. Наблюдается рост омниканального рынка (как в офлайн-рознице, так и в интернет-торговле). Вырос спрос на почти все группы товаров. Настоящими драйверами рынка стали энергетические и спортивные напитки, бренди и виски, мясо и колбасные изделия. Две последние категории по итогам прошлого года и вовсе вошли в топ самых быстрорастущих групп в современной рознице.
Регионы двигают продажи вперед
В целом восстановление категории FMCG произошло во многом благодаря опережающей динамике спроса в регионах России. Темпы роста натуральных продаж по федеральным округам превысили в два раза значения в Центральном ФО.
В Сибири, на Дальнем Востоке, в Южном, Приволжском, Уральском федеральных округах прирост офлайн-продаж составил более 10 %. При этом в Центральном регионе — всего 5 %. К сравнению: в Москве и Санкт-Петербурге — только 1,2 % и 0,8 % соответственно.
Схожая динамика наблюдается и в сфере онлайн-продаж.
Покупательский оптимизм растет
Покупатель снова готов тратить деньги. Согласно данным NielsenIQ, потребительский оптимизм вернулся к высокому уровню. А с его ростом ускорились и темпы продаж практически всех категорий FMCG.
К концу прошлого года 2/3 опрошенных определили свое благосостояние и перспективы трудоустройства как отличные или хорошие. По мнению 45 % респондентов, текущее время подходит для совершения покупок. А это значит, люди готовы тратить больше денег.
Каналы продаж получают более узкую специализацию
Продолжается диверсификация каналов продаж и покупательского поведения. Что это значит? Потребитель предпочитает приобретать продукты разных категорий в магазинах, которые он с ними ассоциирует.
В определённой сети покупаются молочные продукты, в другой — кулинария, фрукты, алкоголь и т.д. Что любопытно, когда клиенту нужно быстро получить готовую продуктовую корзину, чаще всего прибегают к услуге доставки.
Такое покупательское поведение позволяет держаться на плаву многим теряющим популярность каналам — даже в сдающих позиции гипермаркетах существуют свои успешные ниши, демонстрирующие стабильный рост.Эксперты предполагают, что такой тренд должен только укрепляться и привести к новому этапу развития всего FMCG-рынка, сервисов, ассортимента и не только.

Попытка заглянуть в будущее
По мнению экспертов, сложившиеся тенденции сохранятся и в текущем году. Покупательский спрос в регионах все так же будет укрепляться. Ассортимент продуктов продолжит расти не только за счет захода больших игроков в новые категории, но и из-за увеличения импорта, в первую очередь, из Турции и Китая.
Но участникам рынка нужно понимать, что во многих отдельных категориях активно формируются и собственные микротренды. Универсальный совет остаётся неизменным: быть готовым к изменениям и стараться быстро под них адаптироваться.
Источники изображений: Freepik, NielsenIQ