Мы много говорим и пишем о цивилизованности рынка мерчандайзинговых услуг. Но чтобы не быть голословными, решили посмотреть «своими глазами», как же этот рынок устроен. В роли соискателя выступил наш аудитор «со стажем» и опытом работы мерчандайзером.
Задачи аудитора просты:
1. Найти и позвонить по объявлению в агентство, которому требуются мерчандайзеры.
2. Посетить офис агентства для того, чтобы понять его уровень и оценить работу персонала (рекрутеров и кадровиков, либо других сотрудников, ответственных за вопросы подбора полевого персонала).
3. Выяснить все про вакансию, заработную плату и условия труда.
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Итак, начнем с объявлений, которые мы нашли в общем доступе. Наш аудитор воспользовался поисковиком и на сайтах РАБОТА.РУ, JOB.RU, SUPERJOB.RU нашел вакансии следующих компаний:
Стандартное объявление содержит, как правило, самую необходимую информацию: минимальные требования к сотруднику, график работы и заработная плата.
Вы можете увидеть из таблицы, что уровень заработных плат, предлагаемый агентствами, очень разный и варьируется от 17500 руб. (вакансия агентства ЛидерТим) до 35 000 руб. (вакансия КА Независимость).
Предполагаем, что ищущий заработка соискатель остановится на наиболее интересном по цене предложении КА Независимость. Но мы понимаем, что в жизни все иначе, и мерчандайзеры не анализируют вакансии в Интернете так, как это делаем мы. Поэтому решили пойти дальше и посмотреть на предложения каждого из агентств «глазами соискателя».
Аудитор прозвонил все компании. По телефону большинство HR компаний давали нашему соискателю чуть больше информации, чем в объявлении. Например, отвечая на вопросы, какую продукцию должен выкладывать мерчандайзер, возможен ли более гибкий график работы и какова удаленность места работы от их места проживания. Мерчандайзерами очень часто идут работать люди, которые совмещают работу с чем-то еще (например, с учебой, с работой на каком-то предприятии либо с воспитанием детей).
По оценкам нашего соискателя, наиболее гибким в вопросах подбора вакансии под сотрудника, были агентства: OPEN (т.к. предложили разные варианты графика работы), AROUND (т.к. был выбор проектов – можно выкладывать на выбор косметику/ рыбную продукцию, конечно, косметика нашего аудитора устроила больше). Red Agency – предлагает интересный заработок, но работу в прямом смысле «тяжелую», неженскую, т.к. связана она с алкоголем, а значит, с подъемом тяжелых коробок и пр. По уровню заработной платы аудитор склонялся к агентствам NMT, ITM. И в топе оставалось КА Независимость.
Агентство АСМ и ЛидерТим предложили наименьшую заработную плату за наибольшую нагрузку по количеству обслуживаемых категорий.
Таким образом, у нашего соискателя круг сузился. Но впереди собеседование. Ведь именно оно «поставит все точки над «i», и наш соискатель сможет принять предложение, максимально удовлетворяющее его требованиям.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Агентства используют различные подходы к проведению собеседования с соискателями:
1. Массовый отбор (кастинг)
2. Индивидуальный подход (в офисе агентства)
3. Интервьюирование / коучинг «в полях»
Каждый подход, очевидно, имеет свои плюсы и минусы.
Кастинги удобны в случае массового подбора. Их используют при быстром старте проектов мерчандайзинга с большим охватом, а также в случае массовых ротаций персонала (когда нужно быстро закрыть вакансии).
При индивидуальном интервьюировании кандидат может рассчитывать на получение максимальной информации о вакансии и агентстве, т.к. может своими глазами увидеть офис компании, конкретных менеджеров, ответственных за проект (помимо рекрутеров и супервайзеров). Но такой «точечный» подход удлиняет процесс отбора кандидатов и стоит дороже (по сравнению с остальными). Поэтому чаще всего его используют в агентствах при подборе сотрудников более высокого профайла (торговых представителей или опытных продавцов-консультантов, а также супервайзеров), либо для закрытия единичных или сложных вакансий. Большая часть агентств-участников предлагают пройти индивидуальное собеседование в офисе компании.
Интервьюирование «в полях» - тоже часто применяемый метод, как самостоятельный используется в случае необходимости быстрого закрытия вакансий. Преимущество подхода в том, что сокращается количество визитов соискателем (собеседование и тестирование), и у кандидата есть возможность сразу же оценить фронт работ. Из недостатков – решение о приеме кандидатов принимается полевыми сотрудниками без участия и вовлечения ответственных за проект сотрудников. Из всех агентств собеседование вне офиса было предложено агентствами ЛидерТим и Revolution.
Наш аудитор Наталья поделилась личными впечатлениями от отдельных собеседований:
«Неприятно удивил подход отдельных агентств. В частности, АСМ, Лоцман, Росинформконсалт и Независимость нисколько не позаботились о местах для работы с персоналом. Везде очень маленькие помещения, самый минимум оргтехники, приходится подолгу ждать, пока сотрудник агентства начнет заниматься именно мной. КА Независимость арендует комнату на территории промзоны. До приема на работу нужно заключить договор с негосударственным пенсионным фондом, т.к. фонд осуществляет их финансовую поддержку. В КА РосИнформКонсалт сотрудница, ничего не объясняя, предложила подписать документы для работы - заключение договора о переводе накопительной пенсионной части в негосударственный пенсионный фонд. Без заключения договора о переводе накопительной части пенсии в их фонд информацию о работодателе и вакансии получить невозможно».
«Конечно, совсем иное впечатление складывается о работодателе, когда приходишь в красивый офис, с охраной, тебя встречают приятные люди, максимально подробно рассказывают о вакансии, показывают заинтересованность в кандидате. Одно из агентств (ITM) было удалено от метро, но до приезда в офис мне выслали подробную инструкцию и смс-уведомление. Понравился гибкий подход в AROUND – в агентстве увидели мой опыт, поэтому старались предложить лучшие вакансии из тех, что были».
УСЛОВИЯ ТРУДА
Пожалуй, самая важная часть нашего поиска. Т.к. несмотря на весь антураж, в итоге именно этот момент играет решающую роль при выборе работы и работодателя.
Но стоит отметить, что даже на этапе очного собеседования не все работодатели дают полную информацию об условиях труда и готовы обсуждать документы, которые будут предоставлены соискателю после получения работы в компании.
Несмотря на то, что в большинстве объявлений работодатели отмечают в графе «Вид оформления» - согласно ТК РФ, каждый из них подразумевает под «ТК РФ» разные подходы к трудовым взаимоотношениям.
Проверить правильность подхода к оформлению сотрудников наш таинственный соискатель решился, задав достаточно простые вопросы:
1. Какая сумма у меня будет указана в справке 2-НДФЛ?
2. Какой договор вы со мной подпишите?
3. Какие дополнительные выплаты мне гарантированы?
Данные вопросы очень важны, и мы их затрагивали в свете обсуждения вопросов прозрачности рынка мерчандайзинговых услуг.
О том, какие условия предлагают сегодня работодатели на рынке, вы узнаете в самое ближайшее время из материалов исследования Мониторинг заработных плат, которое было инициировано и проведено порталом Merchandising.ru в октябре-ноябре 2013 года.
Следите за анонсами на нашем портале, либо на страничке в фейсбук!
Редакция Merchandising.ru