Войти
Вендинг
Статьи

В России получает все более широкое распространение бизнес по продаже товаров через торговые автоматы - вендинг. Вендинг в бизнес превратили американцы, когда в 1988 году был запатентован аппарат по продаже жвачки. Через вендинговые аппараты на западе продают газеты, сигареты, карты оплаты, снэки, молоко, соки, вино и другие напитки, а также растительное масло, незамерзайку, краску. Автоматы обучают людей игре в гольф, чистят обувь и заряжают мобильные, делают ксерокопии, маникюр и даже продают золотые слитки. А в 2002 году в Манчестере открылся первый в стране автоматический супермаркет, в котором было представлено сразу 150 наименований товаров!

В Америке, странах Европы и Азии количество вендинг-автоматов настолько велико, что по 1 автомату приходится на 20 жителей. В России этот показатель значительно ниже: 1 автомат на 100 тысяч жителей.

В России первыми торговые автоматы в качестве канала дистрибуции начали использовать компании Coca-Cola и Nestle, имеющие собственные вендинговые сети. Объем продаж таких категорий товаров, как шоколадные батончики и прохладительные напитки, через автоматы достигает 5% от общего объема продаж компании. Но на текущий момент ассортимент вендинг-машин уже не исчерпывается только снеками, газированными напитками и кофе. Через автоматы продают сим-карты, цветы, сигареты, бахилы, мороженое, сувениры, зонты, книги, красную икру, контактные линзы и даже такой «скоропортящийся» продукт, как фермерское молоко.

Компания-производитель может строить вендинговую сеть самостоятельно или доверить обслуживание автоматов специализированным компаниям – вендинг-операторам, к числу которых, например, относятся «Ювенко», «Город кофе». Такие компании оказывают все необходимые услуги клиентам – от установки автомата до инкассации.

Чем же привлекательна для производителей продажа товаров через вендинг-автоматы?

Оптимизация затрат

Дистрибуция товара через торговые сети позволяет оптимизировать затраты: как расходы на продвижение товара по цепочке дистрибуции, так и затраты на содержание персонала. Каждый автомат – «сам себе продавец», и, чтобы следить за работой аппаратов, требуется всего один оператор на 20-40 аппаратов!

Конкурентное преимущество

Автоматы являются «удобным» местом покупки для потребителя, т.к. могут работать без перерывов и выходных, могут размещаться в таких местах продаж, как вокзалы, аэропорты, вузы и т.п. — и перспективным  каналом для производителя с точки зрения коммуникации с потребителем. Продажи через вендинг позволяют избегать высокой конкуренции, которая неизбежно царит на полках сетевых магазинов, упрощая таким образом процесс выбора для потребителя.

Сегодня наиболее популярными местами для установки вендинговых аппаратов являются образовательные учреждения и промышленные предприятия, спортивные клубы, больницы, офисы и транспортные узлы (станции метро и остановки наземного транспорта). Лидерами по популярности среди вендоров пока являются офисные и торговые центры (35%), а также вузы и колледжи (12%).

При умелом и креативном подходе вендинговый аппарат превращается в эффективный инструмент брендинга и повышения лояльности покупателей. Так, любопытный пример творческого подхода к вендингу продемонстрировали в Бразилии, где компания, продающая салаты с морепродуктами, поместила в свой торговый автомат аквариум с яркими тропическими рыбками и кораллами, снабдив его слоганом: «Лучшее из моря – для вас».

Популярность и широкое распространение вендинговых автоматов за рубежом наглядно демонстрируют перспективность данного канала дистрибуции для производителей. По прогнозам компании «Ювенко», объем рынка вендинга в России к концу 2011 года составит порядка $16 млн при количестве автоматов около 55 000. Потенциал для роста рынка весьма велик и, вероятно, в поисках новых конкурентных преимуществ и в стремлении сократить издержки, связанные с распределением товаров, примеру зарубежных коллег последуют и многие российские компании.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

23.апр.2024
Мерчандайзинг на фоне трендов покупательского поведения
12.апр.2024
Профессионалы промо-индустрии прогнозируют рост инвестиций в рекламу на ретейл-платформах
29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве