Войти
Инвентаризация в торговой точке
Статьи

По оценкам экспертов, компании во всем мире теряют более 100 млрд долларов из-за несоответствий при инвентаризации товаров. Это потери на всех этапах цепи — от производителя до покупателя, и выявляются они только в процессе инвентаризации. Проводить ее можно как вручную, так и с помощью автоматизированных средств.

Ручной труд VS Автоматизация

Большинство компаний, особенно небольших, исходят из принципа «хочешь сделать хорошо — сделай сам», то есть выбирают проверенный временем способ инвентаризации - вручную. Это вполне оправданно, так как точность такой инвентаризации, как правило, почти максимальная. С одной оговоркой — в день ее фактического проведения. В последующие несколько недель из-за естественного сокращения запасов и неучтенных потерь точность может снижаться до 65%. Кроме того, сама процедура занимает довольно много времени и велик риск ошибок из-за человеческого фактора.

Автоматизированная инвентаризация стоит дорого, поэтому актуальна для крупного бизнеса, но ее преимущества очевидны:

● время процесса инвентаризации сокращается в разы;

● исключается влияние человеческого фактора;

● для проведения требуется меньше персонала;

● нет необходимости приостанавливать работу склада или торговой точки;

● итоговые данные нельзя подделать или исказить.

Как довести инвентаризацию до автоматизма

Штрихкодирование – самый распространенный метод автоматизации на сегодня. С помощью специального считывающего устройства (терминала сбора данных или мобильного телефона) сканируется штрих-код каждой единицы на полке, и полученная информация передается автоматически в систему. Большинство продаваемых товаров уже имеют свой штрих-код, если же он отсутствует, компании придется ставить маркировку самостоятельно, для чего необходимо иметь соответствующее оборудование.

RFID – более прогрессивная и еще более точная технология, которая внедряется все более активно. Она основана на радиочастотной идентификации и не требует сканирования каждой метки, товар может даже находиться вне поля видимости прибора. Идентификация нескольких одновременно или движущихся объектов тоже не проблема. С помощью RFID учет товара можно проводить с любой регулярностью (для некоторых категорий даже ежедневно), что гарантирует надежность и точность собранных данных. Затраты на персонал при этом минимальные.

Роботы, есть еще они. У Amazon их 100 000. Остальным компаниям за гигантом не угнаться, но технологии не стоят на месте и потихоньку внедряются на складах менее масштабного бизнеса. Существует несколько разновидностей складских роботов. Одни устанавливают груз на паллеты, другие их перемещают по территории складского помещения, устанавливают и снимают с полок коробки. Третьи сортируют товары для дальнейшей отправки клиентам, например, онлайн-магазинов. Внедрение роботов требует огромных финансовых вложений, и по этой причине они пока не распространены на российском рынке. Хотя появляются и отечественные разработки. Например, в конце нынешнего года планируется серийный выпуск складского робота Ronavi. По словам разработчиков, он вполне может конкурировать с западными аналогами и отличается от них большей грузоподъемностью и продолжительной работой без заряда.

Macy’s внедряет RFID

Примером внедрения технологии RFID может служить компания Macy’s – одна из крупных и старейших сетей розничной торговли в США. В 2017 году Macy’s поставила перед собой задачу наладить отслеживание каждого товара в сети с помощью RFID-меток, и в мае 2018 года уже была на полпути к этой цели. Представители компании утверждают, что Macy’s получила как финансовые, так и операционные преимущества от проекта. С повышением точности учета остатков значительно сократились ситуации, когда товара не оставалось в наличии, что повлекло за собой существенное увеличение объемов продаж. Точные данные компания обещала раскрыть по прошествии года с момента начала повсеместного использования RFID. Впрочем кое-какие цифры доступны уже сейчас: согласно презентации компании-подрядчика, внедряющей систему в Macy’s, после начала использования технологии объем продаж компании в сегменте одежды вырос более чем на 200%.

Какую бы технологию ни выбрала компания, важно подойти к вопросу ответственно. Если вы закупили дорогое оборудование и раздали терминалы-сканеры сотрудникам, это еще не значит, что вы избавились от бардака в торговой точке. Для успешной автоматизации важно также пересмотреть систему хранения на складе, сделать ее адресной, с правильным зонированием; провести обучение персонала, закрепить за конкретным сотрудником область контроля, чтобы избежать неразберихи, и точно знать, кто за что несет ответственность.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?