Потребность в безопасности – одна из основных у человека и покупателя. Из-за пандемии COVID-19 многие почувствовали себя уязвимыми, вырос уровень тревоги в обществе. Чтобы вернуть покупателям чувство комфорта, примирить их с новой реальностью и, конечно, ограничить распространение инфекции, ритейлеры внедряют новые технологические решения.
Условно все нововведения можно поделить на три группы: бесконтактные, агрессивные и комплексные.
• Цель бесконтактных, или барьерных, технологий – предотвратить распространение инфекции через ограничение контактов между группами клиентов, продавцов, поставщиков.
• «Атакующие» технологии направлены непосредственно на борьбу с вирусом и представляют собой разные способы дезинфекции в точках продаж.
• Комплексные технологии представляют собой сложные решения, в основе которых – автоматизация и IT.
Технологии, ограничивающие контакты
Технологические компании активно взялись за разработку барьерных решений, к числу которых можно отнести как самые простые типа защитных прикассовых экранов, так и более сложные, например:
• световая индикация заполненности торговой точки (может выглядеть как экран над входом, который показывает количество человек в магазине);
• ограничение доступа в магазин при его переполнении;
• гаджеты и разметка, помогающие соблюдать дистанцию;
• меры, связанные с планированием визитов (например, информация на сайте о загруженности торговой точки, на основании которой можно запланировать время шоппинга);
• новая навигация, чтобы сократить время пребывания покупателя в торговом;
• аналитические решения, позволяющие ритейлерам отслеживать зоны скопления посетителей;
• бесконтактные платежи;
• омниканальный шопинг (покупатель формирует заказ на сайте, а забирает из магазина);
• контроль очередей с точки зрения соблюдения социальной дистанции и использования средств индивидуальной защиты.
Деликатное информирование тоже можно отнести к барьерным технологиям. О правилах безопасного поведения в общественных местах напоминать нужно, но в позитивной манере, ведь люди и так напуганы. Российское представительство SpinetiX разработало дизайнерский пакет контента «Back to work», который напоминает о необходимости соблюдать дистанцию и мыть руки ненавязчиво и дружелюбно.
Некоторые ритейлеры уже взяли на вооружение технологию планирования визитов. Например, «Перекрёсток» запустил на сайте сервис, который позволяет оценить загруженность в каждом из супермаркетов сети. Данные обновляются каждые 15 минут.
Технологии, направленные на борьбу с вирусом
К «атакующим» технологиям относятся все меры, связанные с прямым воздействием на вирус, например:
• дезинфекция одежды, рук, продуктовых тележек и корзин;
• фильтрация воздуха;
• роботизированная уборка.
К этой группе можно отнести и разработку компании DEKA: стационарные санитайзеры со встроенным дозатором, который можно установить в торговых центрах и других местах большой проходимости.
Комплексные технологии
Тренд на увеличение доли процессов, не требующих вмешательства людей, был популярен и до пандемии. Теперь он стал ещё актуальнее. Дополнительный импульс получили следующие технологии:
• автоматизация типичных для ритейла процессов – например, построение планограмм с помощью компьютерного зрения;
• системы видеонаблюдения, отслеживающие соблюдение правил безопасности посетителями;
• цифровые двойники розничных магазинов, где можно опробовать оптимальные схемы навигации и способы взаимодействия посетителей с инфраструктурой и персоналом;
• технологии безопасного хранения продуктов, основанные на IoT (концепции «Интернета вещей»).
Пример комплексной технологии – магазин без касс и сотрудников. Пионером в этой области стал нашумевший Amazon Go. В России подобный формат тестируется в супермаркете «Азбука вкуса» в деловом центре «Москва-Сити», пока – на ограниченном количестве покупателей. Чтобы совершить покупку, понадобится только мобильное приложение.
Какой он, магазин будущего?
Если раньше считалось, что будущее – за инновационными магазинами, то во время пандемии приоритеты сместились в сторону безопасности. Есть основания полагать, что этот тренд станет частью нового «посткарантинного» мира. То, что изначально было навязано нам сверху как жёсткие противоэпидемические меры, со временем станет привычкой, а ещё позже – устойчивым паттерном поведения. Главное в технологиях безопасного магазина не перспективы их монетизации, а тот факт, что это один из элементов будущей культуры, без которой уже не обойтись.
Редакция Merchandising.ru