Войти
Смартфоны выживают кошельки
Статьи

Банковские карты в России медленно, но верно вытесняют из оборота наличные деньги. Однако и картам некоторые эксперты предрекают недолгую жизнь, делая ставку на развитие других способов оплаты. Рынок платежных систем только этой осенью пополнили Samsung Pay и Apple Pay, позволяющие расплачиваться с помощью гаджетов. Об этих и других платежных сервисах в материале Merchandising.ru.

Всеобщая «мобилизация»

В России на рынке электронной коммерции мобильные устройства при совершении покупок доминируют над ПК, выяснили аналитики Criteo. В частности, в этом году доля мобильных транзакций увеличилась на 13% по сравнению с 2015 годом, а ведущие игроки онлайн-торговли отмечают, что около 37 % продаж осуществляется через мобильные устройства. Специалисты подчеркивают, что компании, которые осваивают мобильные тренды, займут лидирующие позиции в торговле и будут на шаг впереди своих конкурентов. Это подтверждает и опрос, проведенный консалтинговой компанией Bain & Company в 2015 году. Из 100 тыс. опрошенных более половины заявили, что предпочтут расстаться на день с кошельком, но не с мобильным телефоном. Поэтому не удивительно, что всеобщая «мобилизация» привела к созданию новых платежных систем.

Так, недавно компания «Мобильные платежи» анонсировала появление в конце осени в московских кафе возможности оплачивать заказ со счета мобильного телефона. Сервис будет доступен абонентам МТС, «МегаФона», «Билайна» и Tele2. Для оплаты потребуется отправить любое сообщение на номер 1717 или набрать команду *717#, дождаться ответного сообщения с кодом и назвать его кассиру. Для использования системы не требуется устанавливать специальные приложения, и работать она будет не только на смартфонах, но и на обычных телефонах.

Пока эту технологию можно протестировать только в кафе «Рогалик», также известно, что она заработает в сети «Бургер Кинг». В ближайших планах компании — расширить список точек, где можно использовать технологию, а также добавить новые функции. В частности, появится возможность привязать к своему абонентскому счету банковскую карту. Если на счете не будет хватать денег для оплаты, они автоматически переведутся с карты.

Samsung Pay и Apple Pay: смартфоны брендов вместо банковских карт

Друг за другом в сентябре-октябре в России были презентованы сервисы Samsung Pay и Apple Pay. Samsung Pay доступен владельцам банковских карт платежной системы MasterCard (реализация поддержки карт Visa ожидается позже) и принимается к оплате везде, где можно осуществить покупку по обычной банковской карте по бесконтактной технологии или магнитной полосе. Пока система совместима с несколькими моделями смартфонов брэнда (Galaxy S7, Galaxy S7edge, Galaxy S6 edge+, Galaxy Note 5, Galaxy A5 и Galaxy A7), но этот список планируется расширить. Для того, чтобы совершить платеж, владелец карты открывает  Samsung Pay  на смартфоне, затем подтверждает авторизацию отпечатком пальца или ПИН-кодом, после чего подносит гаджет к терминалу.

Аналогично работает Apple Pay. Список поддерживаемых устройств: iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone 7, iPhone 7 Plus, iPhone SE и Apple Watch. Обладатели iPhone 5, 5s или 5c могут совершить оплату только при использовании «умных» часов Apple. Первое время сервис будет поддерживать лишь карты, выпущенные «Сбербанком», в ноябре присоединятся и другие банки. Ритейл-партнерами Apple Pay в России являются супермаркеты «Атак», «Ашан», «Азбука Вкуса», «Магнит», автозаправки BP, кофейни Starbucks, магазины электроники Эльдорадо, М.Видео, re:Store, MediaMarkt. Терминалы в этих торговых точках были полностью протестированы на совместимость с Apple Pay. Однако система будет работать со всеми банковскими терминалами, поддерживающими бесконтактные платежи. Планируется, что 200 тыс. торговых точек в России будут принимать оплату с помощью Apple Pay.

Платежи с помощью биометрии

Этой осенью попробовать новый способ оплаты с помощью биометрических данных решила сеть магазинов «Азбука вкуса». Сервис доступен держателям карт Visa и MasterCard. Чтобы совершать покупки с помощью биометрических данных, нужно на кассе супермаркета «привязать» к банковской карте отпечатки двух пальцев. После процедуры регистрации клиент сможет оплачивать покупки, приложив палец к специальному POS-терминалу, в который встроен биометрический сканер. При этом покупателю не нужно дополнительно предъявлять карту или вводить пин-код.

Известно, что биометрические платежи первым начал принимать магазин «Азбука вкуса» на Нахимовском проспекте. Будет ли система применяться в остальных магазинах сети, станет известно по итогам тестового периода, который завершится в конце года.

Платежи по QR-коду

Сервис, которому не нужны и терминалы для совершения платежа, это система PayQR, разработанная в России. Чтобы совершить платеж с помощью PayQR, пользователю достаточно открыть на своем смартофне одноименное приложение, которое работает на операционных системах Android, iOS и Windows, навести камеру телефона на QR-код и подтвердить покупки или платежи на экране. Оплата осуществляется с «привязанных» банковских карт (Visa или MasterCard). За удобный способ оплаты PayQR взымает комиссию, на чем и зарабатывает. Ее размер, по последним данным, составляет 1,5% на все платежи.

С помощью PayQR пользователь может расплачиваться в интернет-магазинах, точках розничной торговли, кафе и ресторанах, а также оплачивать платежи по квитанциям и чекам (ЖКХ, штрафы ГИБДД, налоги, пошлины и т.д.).

По материалам new-retail.ru и sk.ru.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?