Войти
Рынок DIY. Что нас ждет в 2017 году?
Статьи

2016 год был отмечен падением объемов продаж как в сфере FMCG-ритейла, так и в секторе DIY (Do It Yourself). Оборот розничной торговли в реальном выражении сократится на 4,8%, а объем продаж стройматериалов и товаров для дома упал на 8,8%. На фоне кризиса в обоих секторах происходили схожие процессы: уход слабых игроков и экспансия крупных; пересмотр ассортиментной политики; развитие товаров СТМ. Покупатели стали предпочитать брендированным товарам более дешевые, а ритейлеры – переходить из дорогого сегмента в эконом.

Изменилось и положение ведущих игроков. На рынке продовольственного ритейла ранее лидирующий «Магнит» (без учета «Магнит Косметик») уступил по объемам выручки X5 Retail Group. А в сфере DIY вслед за «Леруа Мерлен» и OBI вошел в тройку лидеров СТД «Петрович», подвинув сеть Castorama.

Причины падения рынка DIY

Причины снижения продаж в сфере DIY кроются не только в падении курса валют и выросших ценах. Так, если в 2014-15 гг. драйвером для этого сектора был рынок жилищного строительства и ипотечного кредитования, то в 2016 году отмечалось снижение темпов ввода жилья и спроса на него со стороны «ипотечников». Также россияне стали меньше строить собственное жилье и чаще покупать квартиры с готовой отделкой.

Кризис повлек за собой масштабную трансформацию рынка, но, как считают эксперты, сильнее всего страдают игроки и бренды, работающие в среднем ценовом сегменте. Так, закрылись сети «Старик Хоттабыч», «Армада», «Интексо», «Азбука ремонта»/«Евроинтерьер», постепенно закрываются магазины сети «Метрика», были выставлены на продажу гипермаркеты ГК «Домо-центр» («Практик», «Стройкин», Forma «Прораб» и «Ковровый двор»).

Уход слабых игроков создал возможности для роста международных ритейлеров. «Леруа Мерлен» за полтора года открыл в России более 20 гипермаркетов. Впечатляющие темпы роста демонстрирует и крупнейшая российская сеть DIY – СТД «Петрович». В последнее время она активно развивалась на столичном рынке. Здесь у «Петровича» в марте открылась уже третья торговая точка — строительный хаб площадью 5 га. В планах сети на текущий год открытие еще одного магазина в Москве и двух торговых точек нового формата в Санкт-Петербурге. А в среднесрочной перспективе – второе место среди лидеров рынка DIY, ежегодное открытие строительных центров в столице и переформатирование устаревших строительных баз в Петербурге.

Всего сейчас на российском рынке в формате DIY-гипермаркетов работают 20 сетей, под управлением которых находятся 244 магазина.

Тенденции сектора DIY

Борясь с последствиями кризиса, DIY-ритейлеры пытаются оптимизировать бизнес-процессы и сдерживать рост цен. Например, компания «220 Вольт» пересмотрела ассортиментную политику, так как потребители начали массово переходить в бюджетный сегмент. Компания «Саморезик.ру» начала активно развивать продукцию под собственными брендами, а также расширила портфель эксклюзивных брендов, что позволило минимизировать конкуренцию по цене.

Как отечественные, так и иностранные ритейлеры расширяют ассортимент продукции, произведенной в России. Например, «Леруа Мерлен» стремится расширить пул российских поставщиков и планирует в ближайшие годы увеличить их долю до 80%.

В столь сложных условиях многие компании откладывают или сдерживают развитие собственной розничной сети, уделяя внимание франчайзингу как альтернативе экспансии за счет привлечения сторонних инвестиций.

DIY уходит в онлайн

В последнее время конкуренция на онлайн-рынке DIY обострилась: в онлайн вышли многие крупные игроки (OBI, «Леруа Мерлен», «Петрович»), а направление DIY продолжили активно развивать и игроки из других сегментов (Ozon, Эльдорадо, Юлмарт). За два последних кризисных года объем российского рынка интернет-торговли DIY-товаров вырос с 56 до 86,6 млрд рублей. Тем не менее, многие эксперты сходятся в том, что интернет в DIY-секторе – в первую очередь канал для коммуникаций, а не продаж.

По материалам порталов buybrand.ru, new-retail.ru, radidomapro.ru, retail-loyalty.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?