Войти
Ритейл
Статьи

2020 год стал для ритейла знаковым в связи с затяжной пандемией и ограничительными мерами. Какие прогнозы оправдались, что стало с потреблением и тенденциями, рассказываем в обзоре, подготовленном на основании отчёта информационно-консалтингового агентства INFOLine.

Торговые сети делают ставку на СТМ

В последние годы доля СТМ в ассортименте торговых сетей подрастала, ритейлеры выводили свои марки в новые ценовые категории помимо «первой цены», «ВкусВилл» сумел построить на СТМ успешный бизнес, и в целом заметен рост лояльности покупателей к собственным торговым маркам сетей.

В новой «ковидной» реальности рост СТМ продолжился за счет нескольких факторов. Один из них – выход СТМ в новые ценовые сегменты. СТМ среднего ценового сегмента обеспечивают ритейлерам 10% выручки, а товары под СТМ в средне-высоком ценовом сегменте – до 15-20% выручки.
Второй фактор, поддерживающий развитие СТМ, – это востребованность фор-мата жесткого дискаунтера.

Глядя на взрывной рост «Светофора», позволивший ему войти в топ-10 ритейлеров по итогам 2020 года, лидеры рынка запустили собственные конкурентные проекты:

▪ «Чижик» от X5 Retail Group,

▪ «Моя цена» – «Магнит»,

▪ «365+» – «Лента».

Тренд поддерживает курс потребителей на экономию, связанный с падением доходов. Жёсткий дискаунтер предлагает цены ниже рыночных, ограниченный ассортимент с акцентом на товары первой необходимости, отсутствие рекламы и лаконичное оформление торгового зала.

Лидером жёстких дискаунтеров остаётся сеть магазинов «Светофор», в которых товары выставляют в зал прямо в коробках, полученных от поставщиков. «Светофор» входит в топ-10 ритейлеров по выручке, и в 2021-м году уже увеличил её на 39% по сравнению с 2020 годом.


Рейтинг топ-сетей 2020.jpg

Если на полках «Светофора» продукция от одних поставщиков часто сменяет продукцию других, то лидеры рынка стремятся продавать в своих дискаунтерах до 60% товаров под СТМ.

Кстати, развитие СТМ положительно повлияло и на рынок POSM, который пострадал во время пандемии из-за перебоев с поставками материалов и общим снижением спроса. Ритейлеры «помогают» запуску и рекламе своих торговых марок, задействуя до 40% площади магазинов для их продвижения с помощью POS.

Новая жизнь гипермаркетов

Лидером сегмента остаётся «Лента», однако формат крупного магазина с продовольственными и непродовольственными товарами на одной территории теряет популярность. Постепенно они преобразуются в дарксторы (магазин-склад, в котором собирают интернет-заказы), сокращают нон-фуд ассортимент и развивают дополнительные сервисы — собственные пекарни, кулинарии с едой навынос, эко-точки, пункты выдачи и т.д.

Последние активно используются в качестве инструмента привлечения покупателей. Статистика говорит, что размещение постаматов в магазине увеличивает покупательский трафик в среднем на 2%.

Лидеры рынка

В 2019 году на долю ТОП-10 ритейлеров приходилось 33,3% рынка ритейла, в 2020 – уже 37,4%.

Лидеры по доле рынка в 2021 году:

♦ X5 Retail Group – 12,8%

♦ Магнит – 8,8%

♦ Mercury Retail Group Limited (ранее DKBR Mega Retail Group) – 6,6%

Претенденты на попадание в ТОП-10 в 2021 году – Globus, «Верный» и «Мария-Ра». Последняя сеть розничных магазинов, расположенных в Барнауле и других городах Западной Сибири, также активно развивает сразу несколько СТМ. Наряду с «Лентой» и «Пятёрочкой» региональный ритейлер не только закрывает нишу товаров первой цены, но и повышает стоимость продукции под своей торговой маркой для увеличения выручки.

Онлайн плюс офлайн

Несмотря на активное развитие онлайн-сервисов в период локдауна, российский ритейл продолжает оставаться гибридным. Тесную связь онлайна с офлайновой частью бизнеса демонстрируют «Лента», «Магнит», «Пятёрочка», которые «переселили» свои карты лояльности в приложения, а также «ВкусВилл», который использует QR-коды для получения информации о товарах и покупок в магазинах. Онлайн обеспечивает удобство заказа товара, которого нет в наличии в физическом магазине, а офлайн закрывает эмоциональную составляющую совершения покупки (возможность «пощупать» товар, беседа с консультантом о преимуществах товара и т.п.)

Больше, чем торговля

Важной точкой роста в ритейле стала реализация социально-значимых проектов. В 2020 году X5 Retail Group инициировала переговоры между производителями упаковки, переработчиками и НКО, чтобы обсудить возможность внедрения перерабатываемой упаковки. После этого X5 утвердили собственную программу, нацеленную на снижение негативного влияния сети на окружающую среду.

В 2021 году «Пятёрочка» выпустила коллекцию товаров, изготовленных из материалов с добавлением переработанного пластика: многоразовые бутылки для воды, контейнеры для еды, чехлы для ноутбука, рюкзаки, поясные сумки и т.д. Приобрести их можно со скидкой до 90%, совершая покупки в «Пятёрочке» и накапливая баллы.

В рамках реализации концепций устойчивого развития российские ритейлеры столкнулись со сложностью поиска подрядчиков, которые смогли бы обеспечить производство перерабатываемой упаковки. Торговые сети готовы увеличить расходы на такую упаковку, если поставщики смогут обеспечивать их продукцией в необходимом количестве.

Редакция Merchandising.ru

Теги: ритейлер
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

27.фев.2024
О перспективах ИИ в сфере мерчандайзинга
19.фев.2024
Своим опытом, как выводить новые товары в ретейл, поделился Андрей Ясюкевич, управляющий партнер агентства «Планограмма»
16.фев.2024
На этот вопрос постарались ответить участники встречи Ассоциации мерчандайзинговых агентств (АМА)