Знакомство с QR-кодом
QR-код – это современная и более сложная разновидность штрих-кода. QR-коды могут быть черно-белыми или цветными, даже с особенным брендированным дизайном, но главное – в них можно зашифровать очень солидный объем информации: 7089 цифр или 4296 кириллических букв с цифрами.
Впервые QR-код был представлен высокотехнологичными японцами уже в 1994 году, потом он набирал популярность и к концу 2009 года подтверждением его бурного распространения не только в Японии, но и на Западе и в Европе, стало появление большого количества сканирующих приложений для iPhone и Android.
Проведенные в 2012 году исследования рынка QR-кодов предсказали, что количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов уже к концу 2014 года (правда, с отставанием от Запада на 2-3 года).
QR-код-маркетинг
QR-код дает возможность направить покупателя из офлайна в онлайн за информацией о продукте и компании. Как правило, он содержит ссылку на веб-сайт или контактные данные и адреса, чтобы направить покупателя туда, где его ожидает искомое.
Если изначально QR-коды появлялись на упаковках товаров и плакатах, то сейчас они встречаются в музеях, на одежде и украшениях, в виде элементов дизайна, на визитках и даже на кладбище. QR-коды могут предоставлять клиентам актуальные сведения в режиме реального времени везде, где поток информации является постоянным и обновляемым – например, в аэропортах или в отделах продаж магазинов.
Рост популярности QR-кодов породил множество предсказаний о его широчайших перспективах и незаменимости в маркетинге. Чтобы понять, насколько обоснованы эти утверждения, посмотрим, как же используется QR в России.
1. Особенно часто QR-коды встречаются на упаковках товара, с их помощью можно не только больше узнать о продукте (например, состав и рекомендованную цену), но и «запомнить» понравившийся бренд.
2. Распространена и практика размещения QR-кода рядом с товаром в магазине. Он может содержать информацию, побуждающую к совершению определенного действия. Например, такой код может увести клиента на промо-страницу и убедить принять участие в конкурсе, и т.п.
3. Уже почти классическим является пример сети супермаркетов Tesco, представившей в метро виртуальную витрину с товарами, по QR-кодам которых можно было сделать заказ с последующей доставкой его по указанному адресу. Этот опыт решили взять на вооружение и власти Москвы. Так, еще в прошлом году от департамента торговли и услуг Москвы поступило предложение Московскому метрополитену – разместить сотни виртуальных витрин с QR-кодами.
Кстати, для некоторых розничных торговых точек, которые работают только в дневные часы, QR-код открывает возможности для круглосуточной торговли. Ведь размещенный в витрине код легко перенаправит «тепленького» клиента на ваш сайт, а товар – в корзину. Одно сканирование – и вы превратите потенциально упущенного клиента в онлайн-покупателя.
4. В качестве маркетингового инструмента, позволяющего привлечь внимание широкой аудитории к бренду, событию или продукту, распространены и QR-квесты. Этим инструментом в собственных промо-целях активно пользуются российские мобильные операторы, попутно продвигая в массы не только призовые смартфоны, но и информацию о QR-кодах и приложениях для их считывания.
На практике, в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях, как логистика, банковский сектор и транспорт. Так, по данным одной исследовательской компании, в прошлом году QR-коды в том или ином виде использовали в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории РФ.
Статистика показывает, что больше всего QR-коды используют ритейлеры, производители электроники и поставщики финансовых услуг, для того чтобы поделиться дополнительной информацией о продукте.
Гениальная находка или пустышка?
Однако с точки зрения потребителя ценность QR-кодов не так очевидна. Во-первых, за большинством из них скрывается абсолютно бесполезная информация, а некоторые – ведут на сайты, не оптимизированные под мобильные устройства, или на страницы в соцсетях. Это раздражает и будет раздражать пользователя.
Во-вторых, «злодеи» не дремлют и уже абсолютно современно атакуют ваши устройства вирусами с помощью QR-кодов. Это означает, что доверие к QR-кодам пошатнется.
В-третьих, современные специалисты по коммуникациям допускают множество ошибок в использовании QR-кодов, и это отрицательно сказывается на их «репутации». Например, размещение QR-кода на билборде вдоль оживленной трассы может оказаться либо совершенно бесполезным, либо опасным для движения и жизни людей.
В-четвертых, большинство российских пользователей либо не понимают, как этими QR-кодами пользоваться, либо не видят в этом необходимости. В городах-милионниках лишь треть населения информирована о технологии QR-кодов и хотя бы понимает основы ее использования. При этом 59% опрошенных не знают о QR-кодах, а 8% ошибаются в знании технологии.
Лучше один раз увидеть…
Использование QR-кодов – это современно, удобно, открывает массу возможностей для генерирования новых идей. С помощью специальных сервисов можно создавать нестандартные QR-коды, а также отслеживать их эффективность.
Так, на волне популярности QR-кодов появились и возможности контроля за эффективностью их использования. Статистика сканирований (трекинг) QR-кодов позволяет оценить количество контактов пользователей с инфо, зашифрованной в коде, интерес к определенным группам товаров и услуг, выявить пики активности покупателей в считывании кодов (по сезонам, дням недели и даже часам). Кроме того, трекинг позволяет оценить эффективность различных типов рекламных носителей и рекламных площадок, региональный и территориальный интерес.
Использовать QR-коды или нет – решать вам. Если вы ищете новые каналы коммуникации и продвижения – экспериментируйте в духе времени, и не забудьте оценить результат!
Редакция Merchandising.ru