Сегодня рынок ретейла развивается и трансформируется на фоне отчетливо выделившихся в 2023 году трендов покупательского поведения. Что происходит в этом контексте с мерчандайзингом? Мнением поделились коллеги из агентства BLG Service.
Если говорить о ключевых трендах, которые влияют на ретейл, то они связаны преимущественно с двумя факторами: желание покупателя сэкономить и значительная перестройка ассортимента в торговых точках и на полках, связанная с ротацией игроков на рынке FMCG.
-
Тренд на экономию денег и времени.
-
Рост малых форматов.
-
Требовательность к сервису.
-
Вывод товаров-новинок.
На мерчандайзинг как услугу эти тренды не влияют, а вот сам мерчандайзинг, как инструмент работы с полкой и покупателем у полки, как раз помогает ретейлеру и производителю быть эффективным в контексте таких изменений.
Тренд на экономию денег и времени
Современный покупатель рационален — он экономит деньги и время, для него важно найти товар в привычном месте и по выгодной цене. Отвечая на этот запрос, ретейлеры прибегают к ценовой стратегии EDLP (ежедневные низкие цены) и промо.
Мерчандайзинг не влияет на стоимость в торговой сети, но влияет на выкладку, позволяя подсветить выгодные и бюджетные предложения и обеспечить наличие и заметность товара на полке. Таким образом покупатель с легкостью сможет сориентироваться в товарах и ценах, воспользоваться промо-предложениями.
Рост малых форматов
Тренд на экономию диктует и переключение покупателей на малые форматы магазинов — супермаркеты, минимаркеты, хард-дискаунтеры и ультра-конвиниенс. Сотрудники этих торговых точек, как правило, «мастера-универсалы», выполняющие функции и кассира, и мерчандайзера, и грузчика, и консультанта торгового зала.
В таких условиях помощь профессиональных мерчандайзеров является необходимостью, а вместе с этим позволяет повысить уровень сервиса в восприятии покупателей.
Спрос на высокий сервис
Как демонстрирует ряд исследований, современный потребитель весьма чувствителен к сервису, и этим объясняется, например, рост доли «Чижика», в то время как «Светофор» теряет свои позиции на рынке.
Покупатель обращает внимание на наполненность полок, наличие товаров, соответствие цены ценникам. И на эти параметры можно влиять с помощью мерчандайзинга.
Благодаря работе мерчандайзера в торговой точке продукт, пользующийся высоким спросом, будет своевременно перемещаться со склада в торговый зал, а недостающие позиции будут своевременно восполняться. Порядок на полке, доступность товара и актуальной информации о нем воспринимаются покупателем как признак внимания к сервису со стороны ретейлера.
Новинки в ассортименте
В 2023 году на полках магазинов появилось более 7000 товаров-новинок.
Новые продукты выводят и опытные игроки рынка для расширения аудитории покупателей, и новые компании, которые стали заполнять образовавшиеся в ассортименте ниши.
Просто выставить на полку никому не известный товар и ждать результатов продаж — стратегия заведомо провальная. И тут снова на помощь производителю и ретейлеру приходит мерчандайзинг. Выделиться на полке за счет грамотного фейсинга и увеличения доли полки, организовать выкладку на ДМП, обеспечить наличие товара на складе и постоянное присутствие товара в зале — эти задачи, от которых во многом зависит успех новинки, тоже решает мерчандайзинг.
Вместо вывода
Таким образом, трансформация традиционного ретейла под действием трендов лишь подчеркивает необходимость использования такого инструмента как мерчандайзинг. Отметим, что это необходимо не только в офлайне. Стремительный рост e-commerce и высокая конкуренция товаров на онлайн-площадках побуждают производителей искать аналогичные инструменты работы с виртуальной полкой и в сети.