Совсем недавно для российских ритейлеров, даже крупных преуспевающих компаний, слово «мерчандайзинг» звучало как заклинание, сродни «абракадабра». Между тем самая настоящая абракадабра была на прилавках и полках магазинов. Не только покупатели, но и продавцы с трудом могли разобрать, что и где лежит. Однако прогресс не стоит на месте – за несколько лет этот самый мерчандайзинг в буквальном смысле навел порядок, да еще и научил, как увеличить объем продаж.
В настоящее время мерчандайзинг обладает внушительным арсеналом знаний и приемов, в том числе в его распоряжении находятся и высокотехнологичные средства.
В качестве примера инновационных технологий в мерчандайзинге можно привести следующие.
3D-витрины
Их используют магазины одежды. Посетителям предлагают надеть 3D-очки, которые висят на входе. Так они могут тщательно рассмотреть экспозицию и оценить ее оригинальность. Многие покупатели находят подобные витрины забавными и «говорящими».
Виртуальные полки (5D-планограмма)
Компания P&G называет виртуальную полку (Virtual Shelf) инструментом визуализации нового поколения. Разрабатывая 5D-планограмму, они хотели создать презентационный материал, который был бы наглядным, эффективным и максимально реалистичным.
Интерактивные дисплеи
Интерактивные табло различной сложности, начиная с ЖК-мониторов, демонстрирующих, например, товар в употреблении конечным пользователем или процесс производства предлагаемой продукции, заканчивая электронными консультантами.
Так, компания Adidas в одной из точек продаж установила Virtual Footwear Wall (виртуальная стена обуви) с сенсорным управлением. На электронном прилавке покупатель выбирает понравившуюся ему модель, задает нужные параметры (цвет и размер) и, управляя изображением, может тщательно рассмотреть ее. Кроме того, предусмотрена наглядная демонстрация различных качеств товара. Например, иллюстрируются грязеотталкивающие, водонепроницаемые свойства кроссовок. Однако такой электронный консультант имеет существенный недостаток – им не могут пользоваться несколько посетителей одновременно.
Другой пример. Компания KPN (Нидерланды) в салонах сотовой связи установила интерактивные дисплеи Cell Phone Displays. Они позволяют потребителям изучить функционал продукта самостоятельно, что не только экономит время, но и усиливает впечатления, полученные от шопинга. Cell Phone Displays признаны абсолютным методом презентации продукта, и в 2009 г. KPN получила награду The Golden Peacock Award за лучшее средство коммуникации будущего в союзе Бенилюкс.
Несмотря на то, что в России мерчандайзинг появился не так давно, можно найти примеры компаний, оборудующих торговое пространство буквально-таки по последнему слову науки и техники. Торговые залы имеют демонстрационные площадки, имитирующие реальную среду, — например, самая настоящая спальня в центре магазина, продающего постельное белье; машина — в салоне, где можно купить магнитолы, а также интерактивные библиотеки и планы, электронные идентификаторы цены и пр.
Редакция Merchandising.ru