По данным PWC, 58% российских топ-менеджеров ничего не слышали об ESG – принципах устойчивого развития. 34% знают о них поверхностно и лишь 6% полностью понимают, что это значит. Но даже среди осведомленных управленцев 78% считают, что устойчивое развитие не является важным фактором сотрудничества для партнеров, кредиторов и инвесторов.
Этой статьей мы начинаем серию публикаций, посвященных бизнес-структурам, работающим в соответствии с принципами устойчивого развития. Чтоб показать: следование принципам ESG сегодня не просто модный тренд или добрая воля компаний, а объективная необходимость для бизнеса, который хочет расти, привлекать инвесторов, партнеров, работников и потребителей.
Принципы ESG (Environmental, Social и Governance) в 2014 году сформулировал генсек ООН Кофи Аннан, включив в это понятие экологическую, социальную политику компании, а также факторы корпоративного управления.
Почему бизнес, особенно крупный, больше не может игнорировать принципы устойчивого развития?
-
Международным инвесторам не интересны компании, не следующие принципам ESG. Спрос на их акции и другие ценные бумаги падает, а финансирование становится дороже.
-
Банки охотнее дают кредиты «зеленым». Заемное финансирование с большей вероятностью получит предприятие, реализующее экологические инициативы. Те, что контролируют и снижают вредные выбросы, используют альтернативные виды энергии, восстанавливают леса и другие биоресурсы.
-
Лояльность потребителей. По данным исследования Stern, с 2013 по 2018 гг., продажи эко-товаров росли в 5 раз быстрее остальных. Как считают эксперты, этот разрыв будет увеличиваться, поскольку потребители меняют свои привычки, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. Им важна экологичность и этичность бренда и компании.
-
Принятие новых законов в сфере охраны окружающей среды. Количество законодательных инициатив в этой сфере растет, как в России, так и в других странах.
Принципы устойчивого развития применяют не только промышленные и производственные компании, они актуальны для бизнес-структур всех отраслей, в том числе и для ритейла. Свои программы устойчивого развития есть у зарубежных компаний, пришедших на российских рынок: «Глобус», Leroy Merlin, IKEA и др. Недавно был опубликован ESG-рэнкинг российских ритейлеров. В пятерке лидеров «Магнит», «X5 Group, «Детский мир», «М.Видео» и «Почта России».
Ритейлеры устанавливают у себя фандоматы по сбору пластика и алюминия; сокращают расход бумаги; полностью или частично отказываются от пластика в упаковке; оптимизируют логистику для сокращения углеродных выбросов от автопарка. Зачем компании принимают решение следовать принципам устойчивого развития; какие конкретно программы и мероприятия реализуются в России; какова их ценность, расскажем в следующих публикациях.