Войти
Доставку заказывали?
Статьи

Рынок услуг по доставке продуктов находится на стадии активного развития. В настоящее время доля покупателей, предпочитающих более интересные дела, нежели поход в магазин, составляет 25% в мире и 10% в России. К основным пользователям услуг по доставке продуктов относятся корпоративные клиенты, мамы с маленькими детьми, покупатели, приобретающие продукты своим пожилым родителям, и тысячи других горожан, которым просто некогда заняться этим рутинным делом. Согласно исследованиям Nielsen, 48% россиян хотели бы воспользоваться услугами по доставке продуктов. В 2015-м году российский рынок столь полезных услуг перешел отметку в 20 млрд. рублей, а к 2018-му году его рост прогнозируется до 35 млрд. рублей. В связи с тем, что данная бизнес-ниша является перспективной и относительно незанятой, мы решили рассказать о ней на примере успешно функционирующей компании Instamart.

Как все начиналось

Instamart  появилась в 2013-м году, когда трое бывших аналитиков Goldman Sachs решили открыть свой бизнес. Петр Федченков и братья-близнецы  Андрей и Дмитрий Жулины взяли за основу деятельность американской компании Instacart  и построили свою малозатратную бизнес-модель, не требующую наличия продуктовых запасов, складов под них и автопарка. 

Первоначальный вклад в развитие нового бизнеса составил 15 млн.рублей, которые основатели выделили из собственных сбережений. Работа началась с создания онлайн-витрины, включающей 5000 товаров. Офис расположился в Свиблове, а штат постоянных сотрудников, на тот момент, состоял из 2-х человек. Первыми клиентам стали компании, покупающие продукты в офис. А появились они благодаря холодным звонкам. 

Сам процесс закупки продуктов Instamart доверила «фрилансерам». Выбор в пользу временных сотрудников был сделан, исходя из положительного опыта американского сервиса доставки Instacart. Но в России оказалось невозможным применять отработанную американскую модель. Многие работники относились к выполнению своих обязанностей недобросовестно: плохо формировали корзину, выбирали некачественные товары, а некоторые исчезали с купленными продуктами и банковскими картами, которые выдавались им для осуществления заказов.

Россия редактирует бизнес

Подход к найму сотрудников пришлось изменить. Сборщики заказов теперь входят в постоянный штат. Кроме того, они проходят обязательный двухнедельный тренинг, на котором учатся правильному формированию заказа. Опытный сборщик быстро находит продукты с самым большим сроком годности, свежие фрукты и овощи, знает принципы товарного соседства и тратит на один продукт не более 1,5 минуты (как положено по внутренним стандартам фирмы). Зарплата сборщика составляет от 20000 до 45000 рублей и напрямую зависит от качества и скорости сборки. Для упрощения процесса закупки Instamart создала специальное мобильное приложение, помогающее с магазинной логистикой, а также с подбором замены для отсутствующего бренда.

Рабочая территория

Что касается мест закупки продуктов, то в Instamart решили отдать предпочтение магазинам Metro Cash & Carry.  Сначала сборщики покупали продукты по обычной розничной цене. Но после многократного обращения (и не только к Metro, но и к другим ритейлерам) с предложением о сотрудничестве, Instamart получила скидку в 9% именно в Metro.

Генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что многие ритейлеры отказываются от подобного рода сотрудничества, так как считают компании по доставке продуктов конкурентами для собственных интернет-магазинов. Metro не является «резидентом» онлайн-торговли, а потому приняла партнерство и готова платить за расширение клиентской базы 9%.

Оксана Токарева, представитель Metro, подтверждает, что между Metro и Instamart нет соперничества. Наоборот, партнерство с фирмой повышает объем продаж. По словам О.Токаревой, основной торговой точкой, где Instamart совершает закупки, является  магазин Metro на проспекте Мира. Но общее количество столичных магазинов, с которыми сотрудничает Instamart, достигает 8. Планируется расширение рамок партнерства по мере продвижения фирмы в другие города.

Тем не менее, М.Бурмистров полагает, что такая лояльность со стороны ритейлеров возможна до тех пор, пока сборщиков в одном магазине не станет слишком много.  В этом случае они будут раздражающим фактором для основного количества покупателей, что негативно скажется на продажах ритейлера в целом. Поэтому, важно не концентрироваться на одном ритейлере, а развивать сотрудничество с разными сетями.

Интерес растет

За последние несколько лет появились и другие компании по доставке продуктов. Раньше Instamart, еще в 2009-м году, Денис Мерзликин запустил в Санкт-Петербурге семейный бизнес «Везет мне». Компания доставляет продукты из магазинов «О’кей», «Ашан», «Лента» за оплату в 449 рублей, которая может измениться, если заказ срочный. Кроме того, «Везет мне» сотрудничает с «Азбукой вкуса» и «Глобусом гурмэ», у которых есть свои интернет-магазины, но нет службы доставки. В фирме работают 50 водителей и 12 сборщиков, покупающих товары в магазинах без «партнерских» скидок на общих условиях. А в прошлом году сервис по доставке продуктов открыл сын создателя Yandex Лев Волож. Его компания MoscowFresh «дислоцируется» не в магазинах, а на рынках столицы.

Instamart продолжает развиваться. К концу 2016-го компания собирается открыть деятельность в Санкт-Петербурге, а в дальнейшем – выйти на рынки и других крупных городов. Выручка фирмы дает прирост в 30% каждый месяц. Процветающий бизнес привлекает крупных инвесторов. Недавно один из основателей Qiwi Сергей Солонин вложил в Instamart  несколько миллионов рублей. Сервис ведет переговоры с другими крупными ритейлерами, планируя выйти за границы сотрудничества с Metro Cash & Carry.

По всему видно, что это весьма интересный и многообещающий бизнес, идущий в ногу со временем. Хорошая идея для тех, кто размышляет над возможностью создания новой, прибыльной и нетривиальной компании.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

29.мар.2024
Мнения экспертов о положении вещей в ретейле на постсоветском пространстве
25.мар.2024
Мы попросили ответить на вопрос «Как вы ищете сотрудников и мотивируете их работать с вами?» представителей нескольких трейд-маркетинговых агентств и ...
05.мар.2024
Мерчандайзинг в малых форматах - отдаленная перспектива или актуальная необходимость?