Войти
Доля полки, или борьба за пространство
Статьи

Борьба за лучшее место в торговом зале, на полке – а значит, и в глазах потребителя, является одним из основных конфликтов между производителями – с одной стороны, и производителями и ритейлерами – с другой. Методы «завоевания» вожделенных сантиметров могут быть законными (категорийный менеджмент, оптимизация полки, использование POS-материалов) или откровенно «черными» (порча выкладки конкурента, подкуп ритейлеров и т.д.).

За что боролись?
Продать как можно больше своей продукции – цель любого производителя, ведущего  борьбу за лучшие места в торговом зале. Получить как можно больше с каждой полки, обеспечивая богатый ассортимент и удовлетворяя нужды потребителя – цель продавца, не столько заинтересованного в присутствии конкретного бренда на своих полках, сколько в количестве этих брендов и эффективном использовании торговых и складских пространств.

Правила восприятия товара потребителями давно понятны и изучены; необходимость располагать товар на уровне глаз или чуть ниже, занимая самые «горячие» с точки зрения потока посетителей места торгового зала (такие, как зона входа и прикассовое пространство), диктует довольно жесткие условия выживания со своими правилами и арифметикой.

Борьбу за полку производители зачастую начинают с вполне цивилизованных мер – оптимизируя «свою» полку (то есть пространство, закрепленное за брендом согласно четко прописанному договору между продавцом и производителем), устанавливая новые нестандартные POSM, перестраивая схему выкладки и т.д. Но не все даже в хорошо продуманных схемах приводит к взаимовыгодным последствиям для сторон.
Например, изменение схемы выкладки способно привести к росту продаж товаров отдельного производителя в торговом зале (по инициативе которого было предпринято это изменение), но при этом вызвать снижение объемов продаж по магазину в целом. При этом из оборота могут быть вытеснены позиции, которые выгодны продавцу. Такой «диссонанс», разумеется, вызывает недовольство ритейлера и провоцирует конфликт между ним и производителем.
Нередки и конфликты между мерчандайзерами в торговых залах (когда от скрытой «партизанщины» в виде перестановки или порчи товара конкурента переходят к рукоприкладству). Например, можно сильно навредить конкуренту, вскрыв несколько упаковок его продовольственных товаров или переложив упаковки нетипичным товаром (дезодорант или туалетная бумага – вместо бутылки с молоком). Для производителя, постоянный мониторинг выкладки которого на местах не производят мерчандайзеры, потери от таких «выходок» могут быть весьма значительными.

В поисках «примирения»
В поисках способов мирного сосуществования в торговом зале и супервайзерам приходится находить пути сотрудничества с конкурентами, и директорам магазинов – искать новые интересные для потребителя решения выкладки при соблюдении интересов каждой из сторон (договорных обязательств, планограмм и т.д.).
Сегодня в большинстве сетевых магазинов открытых конфликтов (проявлений «черного мерчандайзинга») практически не наблюдается. В договорах между сетями и производителями детально обозначены правила выкладки, планограммы и возможности внесения каких-либо изменений в схему представления продукции в торговом зале. Поэтому любые нарушения данных правил как производителем, так и ритейлером приводят к расторжению договоров – и, следовательно, значительным потерям для обеих сторон. Подобных конфликтов стараются избегать прежде всего производители, для которых налаживание новых схем поставок чревато слишком большими расходами.
 
О честной борьбе
Что касается вышеупомянутых «белых» мер по завоеванию полки (использование категорийного менеджмента, оптимизация полок, использование промо-материалов и оборудования), здесь помочь добросовестным производителям способно специальное ПО (в частности, Space Planning). Комплексные решения,  связанные с планировкой и оптимизацией товарного ассортимента, полок и торговых площадей, успешно внедряются на уровне маркетинга и позволяют грамотно проводить сбытовую политику, выстраивая взаимовыгодные отношения с ритейлерами и отстраиваясь от конкурентов.
Но все-таки именно на категорийный мерчандайзинг (задачей которого является управление категорией)  возлагаются основные функции контроля за расположением товара на полке, его наличием, пополняемостью складских запасов, а также оптимизации товарной выкладки.
Оптимизация выкладки включает анализ текущей ситуации (выявление фактического ассортимента, замер доли Out-of-Stock, анализ работы мерчандайзера и выкладки конкурентов) и выработку конкретных мер по оптимизации, которые во многом зависят от результатов проведенного анализа. Оптимизация может включать в себя коррективы в рамках категорийного менеджмента по отдельным товарным категориям, организацию стандартов выкладки, обучение персонала и другие меры, способные повысить продажи.

Какими бы ни были меры борьбы за долю полки, весь смысл «военных действий» сводится к привлечению внимания потребителя как ключевого звена в цепи взаимоотношений продавцов и производителей (не говоря уже о конкуренции между равными игроками рынка: только продавцами и только производителями). В магазине, торговое пространство которого используется максимально эффективно, средний чек будет всегда выше, чем у менее радивого конкурента, благодаря тому, что покупатель провел в этом магазине больше времени. Но это время он потратил не на поиск нужного ему товара, проходя в раздражении между наполовину заполненными полками или в поисках корректного ценника, а совершив все запланированные покупки – и даже немного больше (ведь прикассовая зона тоже была организована грамотно!).
И если при этом покупатель был встречен несколькими промоутерами, рекламирующими один и тот же товар разных производителей, это тоже скорее приведет к незапланированной покупке (сегодня – у одного производителя, завтра – у другого, если между ними нет принципиальной разницы), чем к бегству в другой магазин в поисках нужного товара. Магазины, в которых периодически проводятся дегустации и раздача бесплатных образцов продукции, воспринимаются потребителями более лояльно, чем торговые точки с «идеальными» полками, в которых тихо и безлюдно, как в заброшенном музее.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

02.авг.2024
Развитие СТМ уже долгое время является одним из важнейших трендов современного ретейла
09.июл.2024
Материал от руководителя направления по точечному подбору агентства DIY Service
04.июл.2024
Основные факторы, влияющие на эффективность бюджета мерчандайзинга поставщика