Войти
Дискаунтеры на коне
Статьи

Эксперты INFOLine зафиксировали ротацию компаний в обновленной базе «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России». Аналитики подчеркивают: в структуре розничного рынка доля двухсот ведущих FMCG-ритейлеров (без учета десятки лидеров) по итогам первой половины 2023 года увеличилась с 13,1% до 14,2%.

Быстрый рост за январь–июнь относительно финансовых итогов 2022 года продемонстрировали сети Spar («Спар Миддл Волга») и Smart, бенефициаром которых является Альберт Гусев, владеющий также ГК «Сладкая жизнь» (в расчет не приняты франчайзинговые сети «Авокадо» и «Малинка»). Холдинг вышел на 11 место, обогнав «Глобус». А с учетом сделки «Ленты» по приобретению сети «Монетка» и освободившейся таким образом вакансии в ТОР-10, при ближайшем пересчете рейтинга попадет в десятку лидеров. Драйвером его роста при этом являются дискаунтеры Smart. По оценке INFOLine, выручка сети в 2022 году выросла в 6,8 раза до 20,4 млрд руб. без учета НДС, а за I полугодие 2023 года – в 2,9 раза до 19,3 млрд руб.

На 58 строк вверх поднялась торговая сеть «Рубль», работающая в амплуа жесткого дискаунтера. Первую торговую точку ритейлер открыл в 2020 году. По состоянию на начало декабря 2023 года «Рубль» – это 27 объектов торговой площадью свыше 16 тысяч квадратных метров в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской и Воронежской областях.

Группа компаний «Жизньмарт» шагнула на 50 ступеней вверх. История успеха сети магазинов у дома началась с открытия первого объекта в Екатеринбурге в марте 2019 года. В 2020-м компания продолжила свое развитие по модели франчайзинга. Согласно стратегии «Жизньмарт», к 2027 году в России должно открыться порядка 3700 новых торговых точек, правда, в течение 2022-го число магазинов увеличилось лишь на 43, но в январе-ноябре 2023-го на карте компании появился еще 131 объект. В августе 2023 года ритейлер подписал договор о мастер-франшизе с партнером в Казахстане, вырвавшись таким образом на рынок Центральной Азии. В уходящем году руководство сети планировало также расширить свои границы до Дубая, но в ноябре идею на время отложили.

На 25 позиций улучшил свои финансовые результаты «Квартет Вкусов», основанный в 2019 году в качестве проекта внутри группы компаний DNS. Основной формат – магазины у дома, где представлены товары категорий food и non-food, а ассортимент насчитывает 3000 SKU. Торговая сеть работает на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Если говорить о физическом масштабировании ритейлеров, то к самым динамичным по приросту торговых объектов эксперты INFOLine относят дискаунтеры «Чижик», «Моя цена», «Чеснок», «Рубль», керченский «Народный амбар» и магазины у дома «Жизньмарт».

Торговую сеть «Моя цена» к концу 2022 года «Магнит» расширил до 700 магазинов, а по состоянию на 30 сентября 2023-го она насчитывала уже 1 134 дискаунтера. Еще один дискаунт-проект «Магнита» «В1 – Первый выбор» был запущен в феврале уходящего года. К началу декабря количество объектов увеличилось до 35, все в Московской агломерации. Судя по планам компании, к концу 2024 года сеть может разрастись до 650-ти объектов, еще через год – до 2,1 тыс.

Лидером же в сегменте жестких дискаунтеров к 2027 году намерена сделать своего «Чижика» X5 Group: в октябре генеральный директор сети Илья Якубсон заявил о целях компании открыть к этому времени 5 тысяч объектов.

Что касается ритейлеров, существенно ухудшивших свои позиции в «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» по итогам января–июня 2023 года, то в их число вошла хабаровская «Амба», переместившаяся с 41-го на 56 место и уже в ноябре отдавшая «Пятерочке» 71 объект в долгосрочную аренду, и саратовский дискаунтер «Гроздь» (минус 21 строка), более ста магазинов которого в октябре тоже ушло в долгосрочную аренду «Пятерочке».

Среди тех, кто показал заметное снижение в «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» и специализированные сети с мясным ассортиментом: «Индейкин дом», работающий в ЦФО (минус 45 строк) и уральский ритейлер «Курико» (минус 48).

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

19.фев.2024
Своим опытом, как выводить новые товары в ретейл, поделился Андрей Ясюкевич, управляющий партнер агентства «Планограмма»
16.фев.2024
На этот вопрос постарались ответить участники встречи Ассоциации мерчандайзинговых агентств (АМА)  
02.фев.2024
HeadHunter опубликовал «Рейтинг работодателей России за 2023 год»