/ Антитабачные меры: против табака или против бизнеса?

Антитабачные меры: против табака или против бизнеса?

Антитабачные меры: против табака или против бизнеса?
02.02.2015
Статьи

"Табачная эпидемия"

В феврале 2005 года с легкой подачи ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) и при поддержке 40 стран мира вступила в силу Рамочная конвенция по борьбе против табака (РКБТ). Её создание началось с заявления ВОЗ в 2003 году о том, что мир накрыла "табачная эпидемия".

Всемирная ассамблея здравоохранения разработала оптимальный комплекс по борьбе с курением под названием MPOWER:

M (Monitor) – статистические исследования потребления табака;
P (Protect) – защита здоровья населения от табачного дыма (запрет на курение в общественных местах);
O (Offer) – предложение помощи в реализации намерения бросить курить;
W (Warn) – предупреждение о вреде здоровью;
E (Enforce) – запрет на рекламу;
R (Raise) – повышение налогов.

Россия присоединилась к международному соглашению в мае 2008 года.

Проект закона о запрете курения в нашей стране был одобрен в конце 2012 года, и в соответствии с основными стратегиями ВОЗ по борьбе с курением с 2013 года началось его поэтапное внедрение в жизнь участников «табачного оборота».

Табак и ритейл

Самой эффективной мерой по борьбе с курением ВОЗ считает повышение налога – т.е. акциза на табачную продукцию. Вследствие роста цен предполагается снижение желания потребителя приобретать сигареты, а значит, и курить. Но, к сожалению, данная взаимосвязь имеет под собой весьма зыбкую почву. После повышения цен основное желание курильщика не бросить сигарету, а купить её подешевле. «Скорой помощью» в решении проблемы выступает черный сигаретный рынок.

Евросоюз ежегодно теряет около 13 млрд. евро в результате продажи на его территории контрафактных сигарет. Серьезнее всего от контрабанды табака страдают Великобритания, Германия, Италия, Греция и страны Балтии. В Германии в среднем в год продают около 90 млрд. сигарет легально и около 110 млрд. в совокупности, т.е. на долю контрафактных сигарет приходится 18%. Помимо сигарет-подделок черный рынок табака наполняют сигареты, незаконно провезенные через границу из других стран, где их стоимость гораздо ниже. Это серьезное упущение Конвенции. Акциз на табак повышается в каждой стране, но везде на разное значение. В результате чего возникает дисбаланс цен, что является прекрасной основой для процветания черного рынка табака.

Что касается завершающего этапа продвижения табака от производителя к покупателю, то здесь возможности и запреты для продавцов в разных странах отличаются друг от друга.

В Испании, к примеру, сигареты должны реализовываться исключительно в небольших специализированных магазинчиках-киосках, владельцы которых обязаны предварительно получить лицензию на продажу табака. Данная лицензия выдается единожды. В случае её конфискации повторное возобновление её действия не предусмотрено. Это повышает вероятность на успех реализуемых антитабачных мер из-за того, что киоски подобного плана принадлежат сектору малого бизнеса, где каждый владелец понимает, что при потере лицензии он потеряет свой бизнес и не сможет обеспечивать семью. Поэтому в таких местах вряд ли встретишь контрабандный товар или факт продажи сигарет несовершеннолетним.

В Великобритании продажа сигарет разрешена в крупных сетях, где сигареты должны быть спрятаны от глаз покупателей в непрозрачных шкафах. Это предписано всем магазинам площадью свыше 280 кв.м. Для магазинов с меньшей площадью закон вступит в силу весной 2015 года. Правительство Великобритании, грамотно поддерживая малый бизнес, дало небольшим торговым точкам возможность постепенно подготовиться к данной ограничительной мере, закупить соответствующее оборудование.

А что же в России?

В России, помимо запрета на курение в общественных местах (сумма штрафа может достигать 1500 рублей), действуют следующие меры.

1. Запрет на рекламу, исключающий возможность осуществления различного рода промоакций (запрет на сигареты-подарки, скидки на табачную продукции, использование табачного бренда на других товарах, не связанных с курением). Также запрещается демонстрация процесса курения в фильмах, передачах, спектаклях для детей, проведение благотворительных акций с использованием бренда, и конечно, открытая выкладка сигарет и информации о них (допускается наличие прейскуранта мелким шрифтом и в черно-белых тонах).
2. Запрет на продажу сигарет на торговых площадях менее 50 кв.м, причем это должен быть либо широкомасштабный магазин, либо специально оборудованный павильон.
3. Повышение акциза на табачную продукцию.

Лишаясь возможности рекламировать продукцию или хотя бы показывать товар лицом, единственное, к чему могут прибегнуть дистрибьюторы для стимулирования продаж, – разработка и внедрение бонусных, мотивационных и обучающих по брендам программ для продавцов. Потому как в созданных условиях лишь продавец-кассир имеет шансы оказать влияние на выбор потребителя табака. Рекламные ресурсы, ранее затрачиваемые табачными компаниями на оплату лучшего места на полке, световую рекламу, финансирование промоакций, высвободились и могут быть направлены на данные цели.

Под занавес прошлого года зам.главы комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышов предложил внести в закон об "Охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" изменения относительно продажи табачных изделий на кассах. Чиновник считает, что необходимо полностью убрать сигареты с касс. Пока законопроект находится на рассмотрение. И если его одобрят - для предпринимателей это обернется дополнительными издержками.

Ограничение, наложенное на размер торговой площади, оказалось не столько эффективным мероприятием по борьбе с курением, сколько рычагом, запустившим перераспределение прибыли от продажи сигарет. Серьезно пострадал малый бизнес. Под ударом оказались специализированные магазины, размещающиеся либо на территории крупных торговых центров и занимающие в основном площадь менее 50 кв.м., либо в киосках. Пострадали небольшие магазины «у дома», реализующие продуктовые товары, а также те продавцы, основная часть маржи которых состояла от продажи сигарет и алкоголя.

Некоторые бизнесмены склонны считать, что это завуалированный шаг правительства, направленный на дискриминацию малого бизнеса в стране. Практика по подобному ограничению площади, необходимой для продажи табачных изделий, является беспрецедентной! В связи с принятием данной меры происходит отток прибыли из сектора малого бизнеса к крупным ритейлерам. Предприниматели-киосочники вынуждены либо переделывать киоски в павильоны при наличии необходимой площади, либо сворачивать бизнес.

И наконец, об акцизах. С 13 по 18 октября 2014 года в Москве проходила Шестая сессия Конференции сторон РКБТ, на которой были приняты ключевые принципы регулирования ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табачную продукцию. Одним из них является рекомендация повышения доли налогов в составе розничной цены до 70%. Россия не может, следуя данной рекомендации, единовременно произвести подобное повышение, т.к. в этом случае средняя стоимость пачки составит 216 рублей в противовес 64 нынешним. И тем не менее дальнейшего повышения акцизов не избежать. За последние пять лет акцизы выросли в 4 раза. В 2015 году ожидается увеличение минимального акциза на 30% (960 рублей плюс 11% от максимальной розничной цены за 1 тыс.штук). Соответственно, рост цены составит 8-10 рублей.

На Шестой сессии Конференции сторон РКБТ Россия радостно делилась результатами по статистически зафиксированному снижению количества курильщиков в стране – их стало на 16-17% меньше. Но является ли для России ввод запретов и ограничений, касающихся табачных изделий, социальной мерой, призванной исключительно повысить уровень здоровья нации, или это новый рычаг в механизме влияния государства на «свободное» предпринимательство?

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...