Войти
Профессия - Продавец-консультант
Интервью

Интервью с Зоей Казаковой, продавцом-консультантом Philips

О себе
Зоя, расскажи, пожалуйста, немного о себе. Кем ты работаешь, как оказалась в Москве?

Зоя: Я работаю продавцом-консультантом в одном из магазинов М.Видео, где представляю продукцию Philips. Приехала из Нальчика.

Как тебе Москва после Нальчика?

Зоя: Москва - хорошо, но скорее чуть-чуть хуже после Петербурга. Я работала до этого год в Петербурге.
Москва мне нравится именно в плане работы, потому что здесь много возможностей. Можно найти себе кучу возможностей для самого широкого поля деятельности.
Если же взять Нальчик, то я обожаю этот город, это моя родина, но мне пришлось оттуда уехать, потому что там нет работы вообще никакой. Даже по специальности я не смогла найти там работу.

А какая у тебя специальность?

Зоя: Преподаватель русского языка и литературы.

Не хотела в школу пойти работать?

Зоя: У меня был такой период, когда я хотела пойти в школу как раз в Нальчике, но не было места. Даже в школе!
А сейчас, если мне предложат поработать в школе, я, конечно, уже не пойду. В Москве была одно время возможность устроиться преподавать, но… нет, это уже не мое.

О работе и конкурентах
Зоя, расскажи, пожалуйста, как проходит твой рабочий день?

Зоя: Так как у нас достаточно большой ассортимент, я хожу по залу, конкретно у меня зал бытовой техники, и встречаю покупателя, выясняю его потребности и стараюсь предложить нужный ему товар. Конечно, желательно, чтобы все его потребности в плане покупки были удовлетворены, но в то же время моя задача, чтобы он выбрал именно то, что продаю я, то есть конкретно Philips. Действуем по такому алгоритму, чтобы покупатель обратил внимание именно на нашу технику. Мы рассказываем о преимуществах нашего бренда, технических характеристиках, которые помогут удовлетворить потребности покупателя, его запросы.

Есть ли конкуренты других марок в зале и как вы с ними взаимодействуете?

Зоя: Да, конечно. Конкурентов очень много, практически каждая компания их представляет, но в разных магазинах по-разному. Конкретно, что касается бытовой техники, это Tefal, Rowenta Groups, DeLongi, Braun… практически все представлены.

Бывает так, что подходите вдвоем, вчетвером к покупателю?

Зоя: У нас есть этика, которая не позволяет нам втроем подходить к одному покупателю. Потому что, хотя мы и боремся за покупателя, но при этом для нас важно, чтобы человек купил технику именно в том магазине, где мы работаем, и в будущем вернулся к нам. А если мы начнем спорить при покупателе, какой бренд лучше и что ему купить, то человек просто уйдёт из магазина и больше не вернется. Поэтому ради общего дела мы сохраняем паритет.

Конкуренция все-таки жесткая у вас, бывают какие-то подковерные игры, как ты обходишь конкурентов, с помощь каких-то приемчиков?

Зоя: Да, конечно, не без этого. Приемы разные, начиная с выяснения потребностей покупателя, когда мы общаемся, и заканчивая самыми последними фразами, когда человек уже купил товар.

А бывает так, что товар, который стоит на полке, перемещаешь выше, ниже, вперед конкурентов?

Зоя: Да, конечно, у нас на этой почве часто возникают стычки с конкурентами, потому что каждый пытается занять самые лучшие места на полке, дополнительных выкладках, торцы, паллеты, именно по движению покупателя. Покупатель действительно обращает внимание на все, что находится в магазине, и если товар будет где-то вне его доступности, где-нибудь лежать на складе или на какой-нибудь труднодоступной полке, то человек не просто может не заметить, а даже может попытаться достать, но ничего у него не выйдет, потому что накопители у нас бывают разные. Поэтому, конечно, для нас самое главное, чтобы для человека это было максимально доступно, не только потому, что мы можем отсутствовать в точке, а в принципе. Он всегда должен видеть этот товар. То есть очень большую роль играет то, где стоит этот товар. Выкладка играет достаточно большую роль.

А дружба возникает с конкурентами?

Зоя: Конечно, дружба есть, самое главное – это не мешать, но иногда бывает такое, что и помогаем друг другу.

А как происходит решение каких-то спорных вопросов с М.видео, с конкурентами, с сотрудниками магазина? Из-за выкладки товара, например?

Зоя: Да, действительно приходится очень часто считаться с регламентом М.видео, потому что у них свое представление мерчандайзинга, опять же они выставляют полки, накопители по ценам, что часто невыгодно нам. Нам, конечно, приходится считаться с этим, иногда наглеем, иногда нам попадает, иногда договариваемся. Все, мне кажется, зависит от конкретной точки, потому что на разных точках ситуация разная.

О карьере
А как вообще получилось, что ты пришла в эту профессию, в продавцы-консультанты продукции Philips?

Зоя: Продавцом-консультантом я работаю достаточно давно. Начала с мобильных телефонов, еще в Питере, потом продавала ноутбуки. Потом, когда приехала в Москву, искала работу, и меня пригласили Philips. Я, честно говоря, не понимала поначалу, что это за работа, что такое быть промоутером, но, попав уже в магазин М.видео, разобралась, что к чему, как надо с этим работать.

С чего начался твой первый рабочий день в Philips?

Зоя: Первый рабочий день как раз начался с того, что я разбирала коробки, потому что технику я еще знала плохо, именно бытовую. Тренинги у нас начались позже, и мне надо было сначала просто привести зал в порядок, т.е. максимально выставить бренд таким образом, чтобы его было видно. Первые дни практически у меня прошли в изучении особенностей моей новой работы.
С первого же дня начала изучать все технические характеристики, конечно же. Также слушала, как консультируют другие продавцы, наши конкуренты, изучала технику в интернете, в каталогах специализированных. Потом уже пошла на тренинги. Но тренинги дают достаточно ограниченную информацию. В основном, все узнаешь именно во время работы.

Чем отличается работа в Philips от других компаний?

Зоя: В первую очередь тем, что это работа, на которой я дольше всего работаю на сегодняшний день. Вот уже больше двух лет.

Как так получилось, что уже больше двух лет ты работаешь в этой компании?

Зоя: Ну, наверное, дело в том, что работа промоутером мне нравится больше, чем работа продавца-консультанта. Потому что мотивационные программы в каждом магазине разные. Здесь мне нравится, что все результаты твоей работы зависят только от тебя самого. Ты не зависишь практически ни от кого больше, кроме своих возможностей.
К тому же бренд очень интересен для меня. Потому что компания достаточно крупная и потому очень интересная в плане возможности для продвижения по карьерной лестнице. По крайне мере, работая здесь, я обнаружила чёткую градацию внутри компании, за два года был явный рост. Ведь у нас есть категории продавца, и эту категорию всегда можно увеличить, если у тебя есть желание и стремление.

А тебя больше интересует и привлекает в этой профессии: продажи или общение, коммуникация с покупателями?

Зоя: С одной стороны, коммуникация, возможность общения, с другой – мастерство продаж, которое ежедневно оттачивается. Но для будущего совершенствования, мне кажется, этого просто недостаточно. Так что, конечно, помимо всего этого мне бы хотелось попробовать себя также еще в чем-то, пусть и связанном с продажами, но содержащем в себе творческое зерно. Потому что представить себе творческое зерно именно в нашей работе очень сложно, хотя творчески можно подходить ко всему абсолютно. Даже в нашей работе. Даже к тому же мерчандайзингу, несмотря на то, что есть определенные стандарты. Но мне пока сложно сориентироваться.

О хобби и путешествиях
Насколько я знаю, ты увлекаешься музыкой и любишь путешествовать?

Зоя: О, да! Я очень люблю путешествовать, буквально, в прошлом году посетила Германию, Францию.
Для меня эти поездки были очень важны, потому что я много лет мечтала попасть на концерты одной музыкальной группы. Она не дает концертов в России, мы уже и не надеемся, что она когда-нибудь приедет сюда. Это группа Radiohead.
И вот мы почти полгода ждали концерта в Берлине, но случилось так, что его отменили за неделю до поездки. Очень странное стечение обстоятельств было, но так получилось, что нам удалось еще дополнительно поехать во Францию, чуть позже, через несколько месяцев, на те же концерты, на которые оставались билеты. Хотя мы и не рассчитывали на это, но всё получилось как нельзя лучше.

Скажи, пожалуйста, ты увлекаешься музыкой как музыкант, поёшь, играешь, или это твое хобби?

Зоя: Нет, я не пою, только слушаю, я просто ценитель. Очень часто хожу на концерты, езжу на них в другие города и страны. Посещаю практически все концерты интересных мне коллективов, исполнителей.
Вот сейчас уже рассчитываю поездки на ближайшее лето, жду одного проекта, жду, когда просто объявят тур, начнем покупать билеты, бронировать номера, это все, конечно, увлекает.
Увлечение музыкой, концерты – это как наркотик, один раз съездил, посмотрел, хочется еще.

А вот у тебя на страничке в Вконтакте опубликована фотография музыканта Тома, который посмотрел на тебя, но, как ты пишешь, «из-за мыльницы» кадр получился не очень хороший, и ты расстроилась. Можешь немного рассказать об этом случае?

Зоя: Да, мы попали во второй ряд на концерте в Страсбурге моей любимой группы Radiohead, и Том Йорк, солист, он очень экспрессивно ведет себя на сцене, и я его успела сфотографировать, когда он улыбнулся, но, к сожалению, кадр получился расплывчатым.

А ты не думала купить хороший фотоаппарат, камеру с объективом, чтобы делать более захватывающие кадры, может быть, переквалифицироваться в папарацци? Все-таки, ты часто и близко общаешься с музыкантами, ездишь с ними в туры.

Зоя: Меня фотография в принципе интересует как искусство, но у меня нет такого интереса, чтобы самой снимать. Не знаю, с чем это связано, с отсутствием времени или просто, может, интереса нет. Я люблю очень рисовать, но фотографировать… Я подумаю, пожалуй. Может быть, мне действительно стоит этим заняться. Использовать возможности, которые дают музыкальные туры.
С другой стороны, дело не в том, какие получаются кадры на концертах. Важна сама музыка, ощущения на концертах. Я вообще удивляюсь, как у меня получилось тогда что-то сфотографировать, потому что обычно в такие моменты ты просто закидываешь фотоаппарат куда-нибудь подальше и уже только слушаешь музыку, ты поглощен тем, что происходит на сцене. Все-таки, фотографии на концерте – это вторично.

О планах на будущее
Подводя итог, какие у тебя планы на будущее, в ближайший год, два, десять лет? В профессии, в музыке?

Зоя: Это сложно сказать, есть хорошая пословица: «хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах»… На музыку есть планы. Этим летом я уже хочу посетить какой-нибудь крупный европейский фестиваль, чтобы сразу убить нескольких зайцев.
По поводу профессионального развития сложно сейчас что-то сказать, может быть, получится продвинуться в компании Philips еще выше, а может быть захочется просто поменять род деятельности полностью. Пока не знаю. Но я думаю, что в этом году все-таки что-то поменяется, потому что все-таки долгое время находиться на позиции продавца-консультанта достаточно тяжело, хочется расти дальше. Несмотря на то, что компания дает рост на одной позиции и категорию продавца можно повысить максимально. Но т.к. я уже нахожусь на максимальной позиции продавца, мне уже хочется чего-то большего. Хочется попробовать себя в чем-то другом. Пока сложно говорить, в чем конкретно, но я думаю, что в этом году уже задумаюсь об этом.

Редакция Merchandising.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

08.мая.2024
Антон Луцевич, HR бизнес-партнер GRADUS рассказал РБК,  как изменился рынок труда в России
16.апр.2024
Заключительная часть интервью с исполнительным директорам агентства Ace Target Инной Дементьевой об исследовании, показавшем, почему участники FMCG ры...
05.апр.2024
Эксперты Ace Target опросили несколько десятков компаний участников FMCG рынка и выяснили, почему они выбирают те или иные мерчандайзинговые агентства...