Сегодня ритейлеры все активнее сотрудничают с учеными-инноваторами, работающими над уникальными технологиями, которые словно сошли со страниц книг писателей-фантастов. На наших глазах рождается магазин будущего, в котором роботы заменяют торговый персонал, «умные» витрины и полки анализируют покупательскую активность и поведение, мобильные приложения служат гидами по скидкам, а новые платежные системы позволяют расплачиваться не только без наличных, но и без банковских карт.
Десятки стартапов стараются помочь ритейлерам повысить эффективность взаимодействия с покупателями. Одним из таких стартапов является технология Surfancy (от анг. Surface fancy – причудливая поверхность) от команды SensArt. Авторы разработки прошли длинный путь от получения в 2008 году первых патентов до создания продукта, в котором сегодня заинтересованы ритейлеры. Авторы технологии – выпускники МИЭТа братья Андрей и Дмитрий Литмановичи и их однокурсник Бахит Алиев. О том, где и для чего можно использовать технологию Surfancy, а также о ближайших планах порталу Merchandising.ru рассказал гендиректор компании SensArt Дмитрий Литманович.
Что представляет собой Surfancy с технической точки зрения?
Базовым элементом данной технологии является активный оптический сенсор, объединяющий приемные и излучающие компоненты. Состыковав эти модули, мы поместили их во влагостойкий металлический корпус. Для получения сенсорной поверхности требуемого размера пользователю остается лишь разместить модули друг напротив друга и подключить их к USB-интерфейсу персонального компьютера. При этом образующееся сенсорное поле никак не связано с поверхностью, на которой размещены модули. Также наше решение отличается от аналогичного оборудования известных брендов высокой устойчивостью к внешним засветкам: «умная» поверхность работает, даже если на нее падают прямые солнечные лучи.
В комплект Surfancy входит программное обеспечение, благодаря которому заказчик может формировать пользовательский сценарий взаимодействия с медиа-контентом. По желанию клиента для этого можно применить плазменную или ЖК-панель требуемого размера либо мультимедиа-проектор, позволяющий в полной мере использовать потенциал нашего Surfancy. Второй вариант, по нашему мнению, более привлекателен для окружающих.
Как вы пришли к созданию интерактивных поверхностей?
Около 6 лет назад появился прототип, который, по сути, являлся лишь технической разработкой, не было понимания, где и как она будет использована. Мы решили поучаствовать с этим проектом в ряде инновационных конкурсов. Проект был замечен, началось движение от технологии к продукту.
Важным этапом для нас стал 2015 год. Наша компания стала резидентом IT-кластера Фонда «Сколково», а также заняла третье место в номинации Seed на всероссийском конкурсе инновационных проектов Web&Tech Ready, который проводил Сколково.
В этом году интерактивный билборд Surfancy стал победителем программы МЕГA Accelerator (первый в России акселератор для ритейл-стартапов, организованный совместно IKEA Centres Russia и GVA LaunchGurus – Прим. редакции). Мы получили грант на 3,5 млн рублей и теперь сможем реализовать свой проект в торговых центрах МЕГА.
В чем суть проекта, реализуемого в рамках сотрудничества с МЕГА, и кому он интересен?
Мы поставили себе задачу «оживить» неиспользуемую поверхность стены торгового центра МЕГА Химки. В результате появившееся у нее свойство «сенсорности» в сочетании с формируемым на ней медиа-контентом стало привлекать внимание посетителей, количество кликов достигало 1 тысячи в день (интерактивный экран стал работать как гид по скидкам – Прим. редакции). Это был первый опыт по «оживлению» не работавшей ранее поверхности, который показал высокий потенциал нашей технологии. Интерес к ней, как к способу размещения своего интерактивного контента, проявили и арендаторы торгового центра.
В настоящее время мы работаем с экспертами IKEA Centres Russia над созданием эксклюзивного решения, «заточенного» под торговые центры МЕГА, о деталях которого сейчас не время говорить. Надеемся, что проект будет удачно реализован, и мы не ограничимся только лишь российскими центрами МЕГА.
Как еще ритейлеры могут использовать технологию Surfancy?
Например, в качестве «умной» полки (презентация интерактивной сенсорной полки Surfancy состоится 29 сентября на экономическом форуме в Сочи – Прим. редакции). Сценарий взаимодействия с ней выглядит примерно так: клиент, зайдя в магазин и коснувшись рукой размещенного на полке товара, получает информацию о нем на находящемся рядом экране. В остальное время этот же экран используется в рекламных целях и для отображения информации о выставленных на полках товарах.
Если говорить о бизнесе, то благодаря этой технологии он получает тепловую карту заинтересованности, то есть аналитику покупательского поведения в отношении выложенных на полке товаров (например, какие товарные позиции, в какой упаковке, в какое время суток вызывают наибольший интерес покупателей, у каких именно покупателей и пр.). В итоге будет понятно, какие товары чаще всего берут в руки посетители, а какие менее популярны. Это позволит делать выводы о смене места расположения товара или, например, об уменьшении объема заказа непопулярных товаров.
Есть ли у ритейлеров интерес к умной полке?
Да, один ритейлер в Москве интересуется технологией Surfancy для оборудования своего центрального склада. Это общая тенденция: ритейлеры говорят, что пока не пришло время интерактивных полок в магазинах. Их интересуют более узкие решения: для склада, логистики, контроля товара на больших стеллажах.
Сколько стоит оборудование Surfancy?
Базовая комплектация обойдется в 70 тысяч рублей. Без нашего программного обеспечения сенсоры можно приобрести немного дешевле. Мы оставляем лишь драйвер для работы устройства в режиме тачскрин, поддерживается функционал Windows 8 и Windows 10. Это для тех, кто собирается писать свои собственные приложения, кому не нужно наше программное обеспечение.
Также есть возможность, наоборот, установить дополнительный функционал, что отразится и на цене. Максимальная «начинка» обойдется в 120 тыс. рублей, за эту сумму мы предоставляем такие функции, как возможность сбора статистической информации, построение тепловых карт, вывод на печать различных файлов, дополнительные функции по облачному программному обеспечению и многое другое.
В каких сферах помимо ритейла может быть еще использована технология Surfancy?
В образовательных целях. Сейчас для работы с интерактивным материалом разработано достаточно много приложений, которые уже заточены под работу с сенсорными системами. И мы работаем с digital-агентствами, которые занимаются созданием умных досок, развивающих столиков для детей с образовательным контентом.
Кроме того, наши сенсоры есть в столичном музее «Алисиум» (мультимедийный детский центр для развития и творчества, созданный по мотивам сказки «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла – Прим. редакции).
Наше оборудование часто берут в аренду для проведения различных мероприятий, создания каких-то информационных стендов. Можно вспомнить мероприятие агентства R.POINT (входит в группу компаний Rambler&Co), а также прошедший экономический форум в Санкт-Петербурге, на котором «Сбербанк» представлял интерактивную монетницу на основе технологии Surfancy. С помощью наших сенсоров на интерактивном экране выводилась информация о каждой монете, представленной «Сбербанком».
Планы компании на ближайшее будущее?
Совершенно точно, что мы продолжим наше сотрудничество с ИКЕА и МЕГА. А вот прогнозы по количеству проданных устройств и полученной прибыли, я делать не рискну.
Кроме того, существующий сейчас сайт www.getsurfancy.com создан на английском языке, а информация на нем не соответствует тому продукту, который есть у нас сейчас. Поэтому в планах на сентябрь запуск обновленного и русифицированного сайта компании, где можно будет оставить предварительную заявку на приобретение устройств.
Редакция Merchandising.ru