По статистике, из-за отсутствия товара на полках потери в среднем по миру составляют 8%, а в России этот показатель достигает 17%. Решить данную проблему взялись стартаперы из Казахстана и создали сервис Smart Shelf Solutions, который помогает дистанционно с помощью мобильных устройств следить за разными показателями в магазинах, замечать пустые полки и нарушения выкладки товара. Кроме того, разработчики научили свое оборудование автоматически формировать заказы при длительном отсутствии товара на полке.
Как это работает?
Разработчики говорят, что учли зарубежный опыт и создали решения, которые точнее и дешевле иностранных. Стартаперы начинали с простого — с инфракрасных датчиков и ультразвука. Сейчас используют датчики для снятия показаний крутящего момента и удаленного снятия показаний за счет считывания магнитных полей. Разработка позволяет удаленно мониторить, что происходит в любом магазине – в холодильниках и на «теплых полках». Электроника на местах контролирует товарные запасы и передает данные по мобильному интернету. Система готова работать автономно (без питания) в течение года, выбирая вариант подключения к 3G или GPRS, а также решая, когда обновиться и что запомнить.
Подобное решение подходит для крупных супермаркетов, так как легко интегрируется в любое программное обеспечение и может быть независимым анализатором статистики. Параллельно сервис отслеживает продажи и на основании этих данных может автоматически формировать заказы, минимизируя ненужный товарный запас, заменяя менее востребованный товар более популярным. Можно установить настройки так, что при малом количестве или длительном отсутствии товара на полке та делает автозаказ мерчандайзеру. Можно увидеть перемещения холодильных камер внутри магазина и по всем торговым точкам. Это очень важно, потому что из-за перестановок, когда покупатель не находит товар на привычном месте, продавцы теряют до 6% выручки. Плюс воровство самих холодильников достигает иногда критических масштабов – до 30% всего количества, отмечают разработчики.
Кроме того, оборудование, начиненное электроникой, может контролировать температуру и информировать о ней владельца.
«Бывает, продавцы в целях экономии или просто для того, чтобы зарядить телефон, отключают холодильники, содержимое становится теплым. Из-за этого продажи падают, а производитель не может понять, в чем дело. Мы помогаем мониторить такие вещи. Еще один аспект: расположение напитков согласно планограмме, которую каждый магазин должен соблюдать, но зачастую игнорирует. Наше решение позволяет с помощью камер (внутри и снаружи) видеть, что и как стоит на полках», – объясняет управляющий партнер Smart Shelf Solutions Мирас Долаев.
Первыми к сервису Smart Shelf Solutions подключились производители сигарет и напитков, а за ними последовали «железо» и софт для крупнейшего в Казахстане поставщика оборудования по розливу пива. С помощью решения Smart Beer они видят свое оборудование по всей стране, контролируют температуру и уровень пены напитка. Если чужую кегу вставляют в их кран, то клапан блокируется и налить пиво невозможно.
Решение казахстанских разработчиков дешевле иностранных. В зависимости от комплектации и ценник доходит до $200–250, если же заказ на умное «оборудование» крупный, то стоимость его может быть еще ниже на 20–25%. При этом аналогичное итальянское или испанское оборудование стоит порядка 2 тысяч евро.
Еще одно преимущество сервиса Smart Shelf Solutions в том, что он в отличие от конкурентов не привязывает свои решения к определенному оборудованию или заказчику. Вся продукция делается по принципу конструктора Lego. Можно вынуть из оборудования сломавшийся модуль и заменить его рабочим, не демонтируя всю конструкцию.
О компании
Основатели стартапа Андрей Булахов и Мирас Долаев познакомились, когда работали на крупного сотового оператора (Мирас – инженером, Андрей – проектным менеджером). Там коллеги поняли, что межмашинное взаимодействие (М2М, передача данных между машинами через SIM-карты – Прим. редакции) — это целый пласт, огромное направление в бизнесе.
Параллельно с основной работой Андрей и Мирас стали прощупывать рынок, разговаривать с производителями и дистрибьюторами FMCG и, по сути, сами сформировали среди ритейлеров спрос на свой, еще находившийся в стадии разработки продукт в сфере умных розничных технологий — Smart Shelf Solutions. За полтора года были запущены пилоты с 20 компаниями по всему СНГ — от Кавказа и Молдавии до Средней Азии. Сейчас 5 тыс. точек обеспечены решениями Smart Shelf Solutions.
В планах у стартаперов - строительство на территории Казахстана завода по производству электроники, что еще более удешевит их решения для рейтела (сейчас детали поставляются из Китая, США, России). Кроме того, авторы проекта поняли, что могут зарабатывать не только на «железе», но и на аналитике, которую собирают их «умные» полки, кеги, крючки и т. д. (снабдить электронным мозгом можно любое оборудование). Как утверждают партнеры, информация от такого оборудования более точная, чем та, что собирают консалтинговые агентства.
По материалам smart-shelf.kz, forbes.kz, vc.ru и nakolenke.club.
Редакция Merchandising.ru