Поиск торговых площадей для открытия магазинов, аптек, салонов по оказанию различных услуг – это процесс затратный и требующий анализа локаций по ряду критериев. Чтобы инвестиции быстро окупились, нужно выбрать лучшее место, основываясь на данных о густонаселенности района, проходимости, близости к остановкам, наличии конкурентов и т.д. При этом не исключены ошибки в расчетах и даже крупным сетевикам порой приходится закрывать свои магазины.
Избежать финансовых потерь, найти самые «аппетитные» локации и дать максимально точный прогноз товарооборота новых торговых точек помогает красноярский проект «Местомер», резидент акселераторов ФРИИ и «300 стартапов».
От идеи до стартапа
По словам основателя компании «Местомер» Андрея Иванова, несколько лет назад он сам столкнулся с проблемой поиска торговых площадей для открытия розничного бизнеса. Он увидел, что весь анализ сводится к работе в полях и созданию таблицы Excel, в которой локации сравниваются по ряду критериев «на глаз». Так зародилась идея стартапа «Местомер», основанного на машинном обучении и анализе больших данных, что позволяет учитывать больше показателей, искать взаимосвязи товарооборота и окружения точки.
Система работает в виде онлайн-сервиса с картой mestomer.com, на которой отображаются данные о населении, трафике, конкурентах. Обновление геоданных происходит еженедельно. Специальный робот мониторит сайты с объявлениями об объектах коммерческой недвижимости и отображает их на карте в режиме реального времени. Обновление базы недвижимости происходит каждые 10 минут.
Как это работает?
Для оценки перспективности торговой точки в алгоритмах используются десятки факторов, влияющих на оборот: плотность населения, пешеходный и автомобильный трафик, расположение и сила конкурентов, средний уровень зарплаты, расположение точек интереса (супермаркеты, торговые центры) и другие. Анализируются данные о потоках людей, количество и расположение остановок транспорта, количество маршрутов на них, расположение станций метро и пассажиропоток на этих станциях.
Чтобы оценить локации в крупном городе, человеку потребуется от нескольких дней до месяца. Также ему сложно проанализировать более 15 критериев, а машина оценивает сотни критериев, находит взаимосвязи между ними и выручкой торговой точки, что в результате дает высокую точность прогноза вместе с высокой скоростью расчета. Машинное обучение позволяет дать оценку за 2-3 часа, человек физически на такое не способен.
Объем данных также гарантирует точность прогноза до 90%. Клиенты получают доступ к тепловой карте, отражающей прогноз выручки на всей территории города, и могут выбрать приоритетные районы для развития. Отфильтровать объекты по уровню выручки, чтобы занять лучшие места в первую очередь.
Опыт и результаты
Эффективность «Местомера» оценила, в частности, сеть магазинов «Цифровой Папа». За полгода с помощью сервиса было открыто 4 новых магазина. Все они работали лучше, своих среднестатистических предшественников: оборот был выше на 9%, а чистая прибыль — на 17%.
Еще один пример: уже на предварительном этапе запуска «Местомер» помог увеличить выручку в 2,5 раза московской сети ортопедических салонов. С августа «Местомер» стал доступен пользователям всех российских городов-миллионников.
Редакция Merchandising.ru