Мировой рынок инвестиций в технологии для офлайн-ритейла растет. Только за последние два года в retail-tech-стартапы было вложено более 2,3 млрд долларов. А в прошлом году инвестиции в сектор in-store превысили прогнозируемый максимум. При этом эксперты отмечают, что много лет крупные компании из традиционного ритейла делали минимальные вложения в решения IT-стартапов. Сейчас ситуация меняется, и крупные ритейлеры все чаще обращают внимание на стартапы сектора retail-tech.
При этом инвестиции в e-commerce сокращаются. Это объясняется тем, что сфера уже достаточно насыщена, а вывод нового стартапа в этой сфере на рынок теперь сопряжен со слишком большими затратами и высокими рисками. Одновременно растет количество и технологическое разнообразие новых стартап-проектов, решения которых могут быть применимы в ритейле. Карта IT-стартапов в ритейле с разбивкой по тематикам:
Весьма интересны для инвестиций сервисы, которые помогают оптимизировать работу в магазине. Часть сервисов помогают отслеживать поведение пользователей, например, предотвращать кражи. Еще часть — сервисы, которые помогают с расстановкой товаров на полках, мерчандайзингом: анализируют по поведению пользователей, как с наибольшей выгодой для розничной точки правильно расставить товар. И третья часть — это сервисы, которые помогают общаться с пользователями: дисплейная реклама и реклама, которая подстраивается под поведение пользователей.
Самые крупные инвестиции были сделаны в «умные» кассы и сервисы, интегрированные с POS-терминалами (Lightspeed, Yunnex, Shopkeep, Fivestars); сервисы, которые помогают отслеживать в онлайне товар в магазине и получать информацию о том, что купил посетитель (Retail Next, PlaceIQ); сервисы аналитики, которые связывают покупки пользователя в онлайне с офлайном и поведением пользователя в магазине (Zenreach, NewStore, Fivestars).
Следующий этап развития интеллектуальных сервисов — не только собрать и проанализировать информацию, но и проанализировать: какой ассортимент будет интересен пользователю в ближайшее время, как оптимизировать выкладку товара для увеличения объемов продаж в ближайшем месяце и т.д.
IT-стартапы в России
Российский рынок пока не очень развит — в ритейле происходит порядка 4-6 сделок в год. Но в целом даже российского рынка достаточно, чтобы ритейл-компании и IT-стартапы в этой сфере активно развивались. Поддержать мировой тренд по внедрению стартапов в собственные бизнес-процессы решила компания X5 Retail Group, которая вместе с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустила программу стратегического партнерства в сфере ритейла. X5 будет тестировать инновационные проекты ранних стадий и внедрять лучшие из них в бизнес-практику.
В частности, X5 Retail Group интересны продукты или сервисы, которые помогают сделать традиционные покупки более быстрыми и комфортными; персонализируют процесс обслуживания клиентов и собирают данные о потребительской корзине; оптимизируют логистику и/или работу торгового зала; увеличивают конверсию за счет сочетания онлайн- и офлайн-каналов продаж; позволяют самостоятельно покупать товары с помощью мобильного телефона (self-checkout) и не стоять в очереди; интеллектуальные программы лояльности, возможные благодаря анализу ранее совершенных покупок на основе технологии больших данных и машинного обучения.
Редакция Merchandising.ru